Модернизация России часть 2

Sep 05, 2012 17:05

В первой части я вскользь коснулся темы новой индустриализации России.
Я решил чуть шире развернуть тему.

Что нужно сделать, чтобы в России возродилось наукоемкое высокотехнологичное производство?
Помогут ли в этом деле Сколково и нефтяные деньги.

Я рассматриваю Россию как наследницу СССР и потому многие вопросы будут актуальны и для Украины.
У России и Украины есть общая болячка - антинародный режим.

В результате правления этого режима за 20 лет мы превратились в страны 3-го мира.
20 лет например, Китай и Иран интенсивно развивались, а мы наоборот успешно уничтожили многие отрасли экономики.

А ведь могли делать уникальные проекты. Пример взял у своего друга Александра Николюка здесь.


1) самые большие самолеты в мире - “Руслан”(Ан-124) и “Мрия”( Ан-225), г. Киев.

Из пяти самых больших самолетов мира (грузоподъемность свыше 100 тонн)
С-5В ''Galaxy'', Боинг-747 (США), А-380 (Европа, Airbus), ‘’Руслан’’, ‘’Мрия’’-два украинских;

2) космические и баллистические ракеты “ Южмаша” (г. Днепропетровск) -“Зенит”,” Циклон,” “Днепр” (SS-18, Satana);

3) три авианосца ( ‘’Адмирал Кузнецов’’, ‘’ Варяг’’, ‘’Ульяновск’’) и пять вертолетоносцев в г. Николаеве на судостроительном заводе;

4) комплексы ‘’Кольчуга’’(г. Донецк) РЛС, которые могут обнаружить американские невидимые самолеты ‘’ Стэлс’’;

5) танк “Оплот” (г. Харьков), который может конкурировать с лучшими танками мира  (“ Абрамс”-США; “Леопард”-Германия; “Т-90” --Россия);

6) авиационные газотурбинные реактивные двигатели-г. Запорожье.
Шесть стран мира могут разработать и серийно выпускать авиационные двигатели такого класса;

7) атомные электростанции и турбины к атомным электростанциям (г. Харьков) также могут разработать и построить в Украине.

А еще можно вспомнить разработки института ‘’ Хартрон’’ г.Харьков - система слепой посадки ‘’Бурана’’, космическую и наземную оптику завода Арсенал, г.Киев,

Один из журналистов очень категорично заявляет здесь
Сегодняшняя русияния в принципе не способна создавать никакие высокотехнологичные продукты, их просто физически некому разрабатывать и собирать...
Засевшим в Кремле юристам и экономистам не дано знать и понимать как в принципе функционирует система создания высокотехнологичного продукта от идеи до готового изделия...
В русиянской власти уже лет двадцать пять нет выходцев из научно-технической инженерной среды, поэтому юристам Путину и Медведеву, а также экономистам Чубайсу и Дворковичу просто не у кого спросить...
Они ведь как думают, эти путины с дворковичами: Вот были в 90е низкие цены на нефть- не было денег на создание новых самолётов, в нулевые цены выросли в шесть раз- значит выделим деньги и новые самолёты появятся...
И окружающие медведевых-путиных с чубайсами-дворковичами такие же юристы-экономисты как Греф и Голикова или Набиуллина с Ясиным (папой и дочкой) согласно кивают...
И некому там им возразить, сказав, что они все идиоты....
Когда то Сталин сказал: Кадры решают всё...
И кадры тогда нашлись, подстать стоящим перед страной задачам...
Королёв и Илюшин, Яковлев и Микоян, Туполев и Лавочкин и многие, многие другие...
И это только в авиации....
Тоже самое было абсолютно во всех других направлениях развития науки и техники...
Но ведь эти кадры не просто нашлись, они бережно выращивались и отбирались, для этого была создана целая система, начиная со всеобщего качественного бесплатного образования и заканчивая великолепной организацией работы учёных и изобретателей...
После смерти Сталина и убийства куратора наиболее наукоёмких советских научных проектов Берии начался медленный закат этой системы, точнее прекратилось её постоянное развитие и совершенствование....
Но созданный в сталинские годы запас прочности этой системы и мощнейший кадровый потенциал в науке и технике позволял системе существовать и даже худо-бедно развиваться до самого конца 80х годов....
Последний контрольный выстрел в эту систему подготовки научно-технических кадров был сделан при крушении СССР в 1991г....
Тогда вдруг выяснилось, что все эти учёные и изобретатели даже с мировыми именами (особенно из системы ВПК)- это жалкие лузеры, не имеющие представления как надо жить и чем надо заниматься в этой жизни....
Естественно, одними из первых пострадали учёные и инженеры работавшие в авиастроении....
Дураков, желающих пять-шесть лет мучиться на сложнейших факультетах МАИ, а также других серьёзных технических ВУЗов больше не было...
Ради чего вычёркивать пять лет из жизни, из молодости на какую то бесперспективную хрень?
Учёные и инженеры с 30 летним блестящим стажем в авиастроении и других технических дисциплинах получали буквально копейки, сидели без заказав и валом валили из своих КБ в брокеры или челноки...
Что же говорить о молодых специалистах?
Аудитории технических ВУЗов резко опустели, вместо них, как грибы после дождя, начали открываться экономические и юридические факультеты....
Стране нужны были банкиры и адвокаты, судьи и прокуроры, бухгалтера и аудиторы, а не какие то придурки, запускающие ракеты и самолёты...
(Продолжение http://oldfisher-mk.livejournal.com/131269.html )

Я проработал в авиапроме 20 лет и  я согласен с олдфишером.

Я 6 лет работал в механосборочном цехе №23 киевского авиазавода.
Цех выпускает гидравлику и топливную аппаратуру и узлы шасси. Типа замок убранного положения шасси, распоры.
Рабочие 6-го разряда это элита. Уникальные люди. Все с личным клеймом.
Чтобы достичь ихнего уровня нужно 10 лет. Только нужно пройти отбор из 20 один выживал.
Сейчас уже я даже не верю, что было такое возможно, что токарь берет партию штоков или цилиндров 100 штук в работу и все делает без брака.
А слесари сборщики - это как профессора.
Как можно возродить экономику, если вицепремьером по экономике работает Аркаша Дворкович?
Аркаша Дворкович - это позор Путина!

Хочу еще добавить один отрывок из интересной статьи касательно инженерных кадров Невежество и Мракобесие.

Человечество достигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не произошло. Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка. Символом и апофеозом научно-технической мощи был выход человека в Космос.

В это время научная профессия была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё». Я помню, насколько был моден Космос в моё детство - в 60-е годы. Мы знали на память всех космонавтов, я, помнится, выпускала стенгазету с заголовком, которым очень гордилась: «Новая веха космической эры - радиограмма с далёкой Венеры».

Был огромный спрос на инженеров-физиков, математиков. Именно физик был в те времена современной версией «добро молодца». Каждая эпоха порождает свою версию героя нашего времени - так вот тогда это был учёный-физик. Лучшие, умнейшие поступали матшколы, а потом в какой-нибудь МИФИ или МФТИ. Очевидно: чтобы один стал мировым чемпионом, тысячи должны начать играть в футбол в дворовой команде. Точно так и чтобы один совершил мировое открытие, мириады должны выйти на старт: прилично учить физику-математику, морщить лоб над задачкой из журнала «Квант», стремиться к победе в районной олимпиаде. И все эти занятия должны быть модными, уважаемыми, престижными. Так тогда и было. Быть умным считалось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» - там писали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотели это знать.

Уже в 70-е годы словно закончилось горючее в ракете и она вышла на баллистическую орбиту. Всё шло вроде по-прежнему, но шло по инерции, душа мира ушла из этой сферы жизни. Напряжение ракетно-ядерной гонки начало сходить на нет. Постепенно ядерные сверхдержавы перестали взаправду бояться друг друга и ожидать друг от друга ядерного удара. Страх стал скорее ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и конгрессменов в Америке, а «происками империализма» - в СССР. То есть гонка вооружений продолжалась: большое дело вообще обладает колоссальной инерцией, просто так его не остановишь: вон у нас советская жизнь до сих пор не до конца развалилась. (Я имею в виду и техническую инфраструктуру, и броделевские «стркутуры повседневности»).

Гонка вооружений продолжалась, но такого, чтоб министр обороны США выбросился из окна с криком: «Русские идут!» - такого уже быть не могло. Гонка вооружений со временем утратила свою пассионарность, стала делом не боевым, а всё больше бюрократическим.

Научно-технические требования правительств к своим научным сообществам понижались. Политическое руководство уже не говорило учёным, как тов. Берия тов.Королёву, сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе голову оторву!».

Соответственно и научная профессия, оставаясь по-прежнему престижной, всё более и более становилась просто одной из профессий, не более того.

Престижность инженерного труда упала в СССР ниже плинтуса.
После окончания авиаинститута, в 1980 г. я работая мастером, получал около 200 рублей. А лучшие мои рабочие 6-го разряда получали более 300. У меня оклад был 145 р. А оклад у инженера технолога в ОРП Волкова Владимира был 110 р. Он еще возмущался, что студентом получал в 2 раза больше.

Друзья, вы думаете, что сейчас во времена рынка возросла ценность инженерного труда?
Я работал в рекламной фирме техническим директором и у меня в подчинении было 4 конструктора, 2 дизайнера и 1 технолог. Кроме того, в моем ведении находилось нормирование труда рабочих и я знал сколько получают рабочие. Часто больше чем мои инженеры.
И я не мог взять себе хорошего специалиста с предыдущего места работы. Потому что ген. директор и он же владелец не хотел больше платить.

Я специально на первое место поставил вопрос кадров.
Для модернизации производства нужны кадры, оборудование.
Оборудование можно купить.
Но кадры нужно воспитывать  и осуществлять селекцию долго и нудно.
Можно конечно сделать шарашки и окружить все колючей проволокой, как предлагает domestic_lynx
Но это не наш метод..

Продолжение следует.

кадры решают все, реформы, Россия, экономика

Previous post Next post
Up