В клинико-психологической структуре РДА многое остается неясным. Не выявлен первичный, биологический по своей природе дефект. Разные точки зрения высказывают, что такое основной дефект: дезорганизованность восприятия, нарушения соотношения процессов сна и бодрствования, когнитивная и речевые проблемы, сочетание низкого психического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестезии (повышенной чувствительности).
Наиболее интересно и обоснованно выделяют структуру дефекта В.В.Лебединский и О.С.Никольская.
Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает так быстро, что аутист выхватывает отдельные, не связанные между собой фрагменты информации. Целостной картины о мире не создается. Такой разорванный и непонятный мир легко становится источником страхов. В сенсорной сфере, многие обычно переносимые большинством воздействия становятся источником неприятных ощущений и дискомфорта. Труднопереносимы эмоциональные явления, в первую очередь сам человек, его лицо, его взгляд. Обладая гиперчувствительностью к непонятному и пугающему миру, ребенок как бы блокируется под защитой своего аутичного барьера. Но этот барьер еще и ограждает от потока сенсорной, когнитивной, аффективной информации, и если ребенку вовремя и правильно не помочь, то он вне зависимости от потенциала речевого, интеллектуального развития останется глубоко-психическим инвалидом.
Приходилось ли вам задумываться над данной проблемой? Дети-аутисты полностью выключены из социальных отношений мира. Какое может быть этому объяснение? Детей необходимо включать в общественную среду, но почему существует синдром РДА (ранний детский аутизм) и связанные с ним отклонение психического развития? Мы должны их компенсировать и обучать, или же это они показывают нам, что в мире что то не так. И нам необходимо, хотя бы попытаться посмотреть на мир иначе, с позиции этих детей. И подумать...