END OF THE ROAD: ИДЕАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ С ШВЕДСКИМ АКЦЕНТОМ

Oct 28, 2007 16:18


Чем больше фестивалей появляется, тем чаще хочется воскликнуть: "господа, да достали вы уже со своими одно-да-потому концепциями: фестивали вроде бы разные, а ездят на них одни и те же команды!". После того, как в августе 2005 года в Уэльсе прошел фестиваль Green Man, организаторы решили выработать правила "идеального фестиваля". И пришли к выводу, что таковой должен иметь пять необходимых условий.

Первое: хэдлайнеры - это буржуазная дурацкая выдумка. Хэдлайнерами могут быть группы, которых никто не знает, а "записные хэдлайнеры", объевшиеся почитания публики, совершенно необязательно должны присутствовать в фестивальной программе.

Второе: каждый сет должен продолжаться дольше, чем заявлено в анонсе. Поэтому здесь каждый играет сколько ему заблагорассудится. Рекорд поставили Super Furry Animals, устроившие почти полуторачасовое действо, но и другие не отстают. Если обычное время выступления на фестивале - 40-45 минут(академический час), то на End of the Road раньше чем через час со сцены редко кто сходит.

Третье: каждый посетитель может привозить с собой любую еду и любые напитки, это его личное дело. Здесь тоже чувствуется вызов. Очень часто фестивали проводятся на спонсорские деньги пивных и продуктовых компаний. Которые выставляют жесткие условия по ограничению допуска на фестиваль продукции конкурирующих производителей. Это совершенно глупые препятствия, решили организаторы End of the Road, открыв дорогу всякой еде и питью.

Четвертое: персонал и охрана фестиваля должны отсекать тех, кто попал на фестиваль случайно, но крайне доброжелательно относиться к тем, кто приехал слушать музыку. Что касается организации фестиваля, то здесь постарались сделать все настолько безупречно (как именно - об этом чуть ниже), насколько возможно.

И последнее, пятое: на сцене должны быть только музыканты, и никаких огромных рекламных баннеров. Это тоже понятно: люди пришли слушать музыку, а не глазеть на рекламные растяжки.

Кстати, такие жесткие условия изначально сделали End of the Road "малоформатным" фестивалем. Площадка вмещает не более пяти тысяч человек, попасть туда стремятся многие (отсюда и высокие цены - 95 фунтов за два дня), так что имейте в виду.

После того, как основные принципы фестиваля были сформулированы, один из организаторов продал свой дом, перевез семью в съемное жилье, а вырученные деньги вложил в организацию первого "идеального фестиваля", который решено было назвать несколько загадочно - "End of the road", "конец пути" то есть. EoR получил известность, как фестиваль, где музыканты могут играть сколько им заблагорассудится - ведь предполагается, что послушать их также собираются люди неслучайные.

Местом будущего фестиваля определили площадку на границе двух британских графств - Северного Дорсета и Уилтшира. Есть там такое замечательное место, называется Larmer Tree Gardens. От Лондона два часа на машине, ну, еще туда можно добраться поездом, автобусами и подробная транспортная схема прилагается к каждому билету.

Следующая особенность End of the Road - участники фестиваля на сцене могут составлять самые причудливые коллаборации. Ведь одно дело - слушать отдельно Райана Адамса и, скажем, I'm from Barcelona, и совсем другое - когда они вместе начинают петь какую-нибудь балладу из репертуара, не знаю, Flaming Lips. Подобные дерзкие "набеги с посвистом" на чужое творчество присутствуют на всех фестивалях и даже сильно их оживляют, но именно на EOR они стали одним из традиционных, я бы даже сказал, ключевых моментов.

Ну, и еще одно отличие (что-то много их набирается): поскольку один из организаторов - швед, в программе EOR постоянно присутствуют шведские группы и исполнители, что само по себе достаточно редкое явление для британских фестивалей. В качестве аналога можно вспомнить разве что "Триптих", но там нет особой заточки под одну национальную музыкальную сцену, там просто world music, все флаги в гости к нам. Учитывая бешеный спрос на шведскую гитарную музыку, можно сказать, что "скандинавский", или как еще называют "нордический" аспект End of the Road только добавил ему популярности.

Да, вот что еще надо сказать. После первого успешного фестиваля организаторы End of the Road Роу и Саймон создали лейбл с аналогичным названием - End of the Road records, на который подписываются молодые таланты, впервые вышедшие на площадку фестиваля. Правда, чаще всего их работы выходят в малобюджетном формате семидюймовок, но и то неплохо.

По ходу дела на фестиваль собираются не только музыканты, но и, например, художники, артисты, комики, уличные акробаты, приезжают даже люди, которые занимаются дизайнерской росписью воздушных шариков. Отмечается, что на фестивале работает, пожалуй, самая вышколенная и профессиональная служба охраны. Везде висят плакаты "use the toilets, not the bushes!" ("пользуйтесь туалетами, не бегайте в кусты!"). Специальный человек с совочком и пакетом занимается ликвидацией с территории фестиваля собачьих какашек. Есть палатки, где можно узнать, какие фестивали будут проводиться в ближайшее время в окрестностях, и даже купить туда (если остались) билеты. Есть интернет-кафе и магазины путеводителей. Словом, с точки зрения организации на End of the Road учтены все, даже самые скромные потребности потенциальных посетителей.

Видимо, поэтому EOR часто сравнивают с британскими фестивалями "первой лиги" - в Гластонбери или Лидсе, причем сравнивают не в пользу последних. "Большие фестивали" шумные, грязные, плохо организованные, туда приезжают много случайных людей, которых меньше всего интересует музыка. Там постоянно случаются инциденты, связанные с наркотиками. Наконец, иногда там просто скучно, если вы действительно приехали послушать музыку, а не потусоваться. В отличие от них End of the Road предлагает компактную идеально чистую площадку, сообщество единомышленников, отсутствие (или минимальное количество) случайных гостей, хорошую организацию и великолепные с точки зрения гигиены условия пребывания. Как следствие, сюда охотно едут даже не самые "фестивальные" артисты. Именно потому, что гораздо лучше играть для своих, чем непонятно для кого.

Ну, а напоследок добавим, что влиятельный британский журнал Time Out, посвященный индустрии развлечений, и в первую очередь "развлечений выходного дня", недавно поставил End of the Road в список мероприятий, решительно рекомендованных для посещения.

Первый фестиваль проходил в сентябре 2006 года, в уикэнд с 15 по 17 число, к тому же организаторы заинтриговали, сообщив, что по случаю прощания с летом будут приглашены только группы, в чьем саунде присутствуют "летние созвучия".

Первым на сцену вышел Эд Харкурт из Нью-Йорка, рекомендующий себя как американский анти-фолк певец. После него выступали: Tilly And The Wall, I'm From Barcelona, The Ralfe Band (это все, как вы догадались, скандинавские гости), Howie Gelb, British Sea Power, David Thomas Broughton, ну, и уже упомянутый выше Райан Адамс, который крайне редко вписывается на участие в музыкальных фестивалях, но специально для End of the Road сделал исключение. Последнюю песню он отыграл вместе с поднявшимся на сцену Badly Drawn Boy. Выступление Адамса, который гигом на End of the Road начал свое британское турне, стало главной сенсацией фестиваля.

Второй фестиваль состоялся ровно год спустя, с 14 по 16 сентября, и собрал опять-таки довольно мощный состав. Super Furry Animals, Lambchop, Yo La Tengo - это, скажем так, главные действующие лица. Менее известны - Herman Dune, Howe Gelb (вокалист Giant Sand), The Young Republic, Euros Childs, Broken Family Band, Charlie Parr, Seasick Steve, Viking Moses, Sons of Noel & Adrian, Monkey Swallows the Universe, Darren Hayman, Hush The Many, Sunny Day Sets Fire, David Thomas Broughton - собственно, и здесь очень сильное "скандинавское присутствие", но конкретно указывать, кто откуда, неохота.

Да, еще во время фестиваля работала площадка для любителей "stand-up-comedy", это типа нашего "Комеди-клаба", но имена выступавших на ней комиков вам вряд ли о чем скажут: Josie Long, Rob Rouse, Glenn Wool, Damian Clark, Tom Bell, Jon Richardson, James Dowdeswell, Isy Suttie, Tom Wrigglesworth, Liam Mullone, Sarah Bennetto, Yianni Agisilaou, Terry Saunders, Markus Birdman, Rufus Hound…

Были и приятные сюрпризы. Например, в последний день, в воскресенье, на одну из площадок (всего их в дни End of the Road работает три) поднялся ни кто иной, как сам Йенс Лекман собственной персоной - пожалуй, самый известный в Британии гражданин Швеции, записывающий музыкальные альбомы (ну, если не считать "АББы"). Он отыграл часовой сет, после чего переместился в Glass Pavillion, где резвились комики, и устроил там забавный джем-сейшн, где комики по ходу сочиняли пародии на его хиты. Забавно, и, похоже, это станет еще одной традицией этого во всех отношениях традиционного и замечательного фестиваля - End of the Road.

Vl.Tolstov - специально для dolototuchek

07-09-3, инди-группы, Великобритания, исторический экскурс

Previous post Next post
Up