На прошлой неделе был тим билдинг, и как прошлом году пошли в ГМИИ им. А.С. Пушкина, тогда был
Дали, а сейчас -
Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой.
На этой выставке удалось узнать, откуда в советской, а сейчас в российской реалии дома вот такого типа.
Оказывается это всё -
Ле Корбюзье, вернее взгляд на его работы советских архитекторов времен 20-30х годов. Тогда еще не было железного занавеса и европейские, и американские журналы по архитектуре, могли читаться в Советской России, и с проектами, которые разрабатывал Ле Корбюзье можно было познакомиться, так же как и с ним лично.
На самом деле у этого прекрасного архитектора (все-таки больше архитектора, а не художника) другое имя - Шарль-Эдуард Жаннере-Гри, а Ле Корбюзье - псевдоним.
Он швейцарец по крови и этим пожалуй всё сказано: всё должно быть отточено, продумано до мельчайших подробностей и использовано максимально эффективно. И это всё есть в его работах.
Он тот человек, который придумал отказаться от
"золотого сечения" Леонардо да Винчи - золотая пропорция в человеке, в искусстве и архитектуре тоже, и придумал новую систему
"модулор" - пропорции, соразмерные масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике.
Смотрите ниже, эта система модулор начала активно применяться в строительстве в Советской России (вплоть до того, что проект, который отвергли парижане потом был использован в Москве для Зеленограда).
Однако, отличие того, что ПОНАстроили в России по идеям Ле Корбюзье все-таки есть и оно значимое.
Да, он разработал макет Современного города на 3 млн жителей (будущий "План Вуазен") в 1925 г.
Восемнадцать одинаковых небоскрёбов в 50 этажей каждый располагались по плану свободно, на расстоянии друг от друга. НО высотные здания дополняли горизонтальные структуры у их подножия - с функциями всевозможного сервиса и обслуживания; застраиваемая площадь составляла при этом всего 5% (всего 5% под высотки!!!), а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны.
Это стало будущими планами Буэнос-Айреса, Антверпена, Рио-де-Жанейро, суть которого, что посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них зелёные зоны (концепция зеленого города, современную сеть транспортных магистралей; и всё это при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения.
Он приезжал в Москву и по его макету был построен
Дом Центросоюза (1928-1935), в настоящее время здесь располагается Федеральная служба государственной статистики - Росстат на Мясницкой. И Ле Корбюзье для этого здания придумал совершенно потрясающую систему вентилирования, которая позволяла еще без системы кондиционирования - иметь в здание нормальную и пригодную для работы температуру.
Участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931) - на месте тогда снесенного Храма Христа Спасителя, для которого сделал чрезвычайно смелый, новаторский по замыслу проект на металлических конструкциях.
Даже не знаю, что еще сказать - это потрясающе смотреть, как один человек переделывает мир и строительство в этом мире :)