Самарский балет возвратился после длительных мексиканских гастролей. И сразу - «в бой»: пять «Щелкунчиков» на родной сцене за одну послегастрольную неделю. Соскучилась Самара по любимому коллективу. Потому я - в гостях у главного балетмейстера Самарского академического театра КИРИЛЛА ШМОРГОНЕРА. [Читать далее]
- Есть такая примета: если осень сдает свою вахту зиме, значит, самарскому балету пора собираться в дорогу…
- Третий год подряд мы отправляемся на длительные зарубежные гастроли. Два раза это были европейские турне, а в этом году - Латинская Америка. 30 «Щелкунчиков» в городах Мексики, включая Мехико.
Это хороший профессиональный опыт: ребята «втанцевались» в балет настолько, что, кажется, могут работать с закрытыми глазами. Выбор названия - требование принимающей стороны. Не «Лебединое», не «Спящая» - «Щелкунчик». Да с яркой елкой на сцене, хорошо, карнавально, освещенной.
Это существенный вклад в имидж театра: если в начале нашей международной деятельности мы были фактически безымянным коллективом откуда-то из России, то сейчас наши партнеры готовы иметь дело именно с балетом самарского театра.
Это знакомство с культурой страны, с ее историей. Сразу замечу - не с мексиканским балетом, он находится в полулюбительском состоянии. Свидетельством тому - не только наши впечатления, но и рассказы соотечественников, танцовщиков, балетмейстеров, которые работают в Мексике и приходили за кулисы после наших выступлений.
Даже поведение зрителей подтверждает наш вывод: в зале принято что-то жевать во время спектакля. Попкорн, пиво… можно, чтобы не стоять в буфетной очереди, заказать еду в зал, и заказ выполнят - по ходу действия принесут прямо к вашему месту. Нет зрительского опыта.
Но гастроли, конечно, - решение экономических вопросов. 30 аншлаговых спектаклей - возможность артистам балета, заработная плата которых далека от «средней по области», поправить свои бюджеты.
В этом году была альтернатива: Мексика или двух с половиной месячные гастроли «по всей Европе». С экономической точки зрения куда более выгодные, но нас не отпустили: не может без нас Самара так долго (улыбается).
- Так что может быть прекрасней?
- У нас шесть спектаклей в месяц.
- ?!! Сколько же в труппе солистов?
- Три пары.
- По два спектакля в месяц?! Они же без практики танцевать разучатся!
- Но и молодежи нужно расти.
- И все дело в пресловутом «Доме культуры Белого дома». Злые языки так вас теперь именуют.
- Не знаю, в чем основная причина. Приятно, конечно, что у театра столь высокое реноме, что нет организации, которая бы не стремилась у нас в театре отметить свой профессиональный или корпоративный праздник, но не в ущерб же развитию театра! Опять экономика? Значит, это не совсем продуманная экономика.
- Ну, хватит о грустном. Давайте о грядущих премьерах.
- В этом году, скорее всего, будет одна «Пахита».
- Почему «Пахита»?
- Практически нет постановочных расходов.
- Это аргумент. В вашей хореографии?
- Нет, Петипа. Я танцевал в «Пахите» в свое время. В Самаре он не шел лет пятьдесят. Но мое предложение - «Золушка» - в год 125-летия Прокофьева не нашло поддержки.
- И это пройдет. Есть профессиональная труппа. Есть любящий балет зритель. Остальное наладится.
Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 1 (80) за 2016 год