Вышел в свет третий номер областной газеты «Культура» за 2014 год

Feb 20, 2014 10:12



Центральные материалы номера посвящены главным самарским фестивальным событиям наступающей недели.
Маргарита ПРАСКОВЬИНА взяла в преддверии зимнего Грушинского фестиваля интервью у Бориса Кейльмана, директора Самарского областного клуба авторской песни имени В. Грушина. А ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР газеты побеседовал с председателем Самарского отделения Союза композиторов России Марком Левянтом о беспрецедентно широких празднованиях 100-летия композитора Аркадия Островского и предстоящем филармоническом концерте, участие в котором примет первый исполнителей множества песен Аркадия Ильича - Иосиф Кобзон.

Рядом с полосой «Культура и Власть», на которой отмечу колонку министра культуры Самарской области Ольги РЫБАКОВОЙ о культуре детства и реплику Главного редактора после посещения им «Общественных слушаний проекта реконструкции исторического центра Самары»; появилась полоса «Год культуры», задача которой - обзор того, как реализуется областной план мероприятий, созданный во исполнение президентской инициативы.

На полосе «Музыкальная площадь» - статья доктора искусствоведения Ии НЕМИРОВСКОЙ о концерте «Маэстро Анисимов приглашает» в Академическом театре оперы и балета и впечатления Игоря ВОЩИНИНА от гастролей в Самаре маэстро Давида Голощекина «Давид, победивший Дюка». Впечатления, относящие нас к детективному жанру:

Только что исполнилось 25 лет единственной в Европе, если не в мире, филармонии джазовой музыки. Она работает в Санкт-Петербурге. Ее основатель и бессменный художественный руководитель - народный артист России Давид Голощекин.

В 1988-м Давид бегал по инстанциям, согласовывая создание этого уникального учреждения культуры. В одном из кабинетов чиновник встретил его вопросом: «Давид Голощекин? А, это ты победил Эллингтона? Молодец! Ну, давай, где тут нужно расписаться?»

На полосе «Театральный проезд» - три рецензии: Ирина ПОРТНОВА посетила «экзистенциальную метаморфозу» «Превращение», поставленную тольяттинским театром юного зрителя «Дилижанс» по новелле Ф. Кафки; Ольга ЖУРЧЕВА анализирует премьеру Академического театра драмы «Яма» по повести А. Куприна, а Татьяна ЖУРЧЕВА - моноспектакль Олега Белова «Пришли те, кто пришли» по роману С. Соколова «Школа для дураков» на экспериментальной сцене той же Академическо драмы:

Герой живет в своем мире, в котором его самоощущение выражается в слове «мы». Но это не шизофреническая раздвоенность сознания, не патология, как нам кажется в нашей обыденной жизни. Человеку для нормальной жизни, для душевного равновесия нужен постоянный диалог, нужен собеседник, с которым можно ссориться и мириться, спорить и в споре искать истину, к которой всегда стремится наше сознание.

Это стремление обострено у каждого из нас в детстве и юности. Взрослая, рутинная, «нормальная» жизнь приглушает его. И вдруг мы опрокидываемся - не в болезнь, вовсе нет! В яркие образы подростковой фантазии, в ясность и наивность восприятия мира и людей, в то прекрасное и мучительное состояние открытости миру и страха перед ним. Этот привет из детства неназойливо возникает и в достоверности актерского существования. Если мы сумеем понять и принять тех, кто пришли.

Основное пространство полосы «Бульвар искусств» занимает аналитическая статья Валентины ЧЕРНОВОЙ с выставки Алисы Самаринкиной «Я и Ты» в «Новой галерее»:

Алиса Самаринкина - удивительный художник. Невероятно талантлива, трудолюбива и разнообразна. Только недавно, в ноябре, в галерее «Новое пространство» прошла групповая выставка «Вопреки банальности», где были представлены ее работы в технике батика, горячей эмали и керамики. Только недавно она в своем интервью говорила, что «таинственный мир батика всегда интригует, завораживает и приносит вдохновение для новых работ. Работая в техниках горячего батика, эмали, керамики, ты никогда не знаешь, что увидишь в результате: это загадка до последней стадии обработки. Именно поэтому я люблю эти виды искусства», и вот - выставка произведений керамики «Я и Ты» в «Новой галерее».

На полосе «Культура детства» Валерия КОНОПЛИЦКАЯ рассказывает о спектакле Нелли Айххорн «Веселая гусеница» в Самарском театре кукол; Светлана БЕЛОВА - о выставке Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме «Секреты из шкафа», переехавшей из Музея модерна в Тольятти; Ксения ГАРАНИНА - о фестивале Snow Town, случившемся у Областной универсальной научной библиотеки.

Разворот «Культурологические штудии» делят литератор и театральный критик Эдуард ПАШНЕВ, первый завлит дроздовского «Колеса», проживающий в Сан-Франциско, с анализом стихов Бориса Скотневского «А я уже весь мир люблю»; Главный редактор, продолжающий публикацию своих «Субъективных заметок», вызванных президентской инициативой об объявлении Года культуры, и «зачинатель самарской женской журналистики» Екатерина СПИВАКОВСКАЯ с эссе «Прощай, Маленький принц»:

Разлюбить писателя - проще простого. Я проделала это три раза с одинаковым успехом. Жертвами моими стали Франсуаза Саган, Эрнест Хемингуэй и Антуан де Сент-Экзюпери.

Расставание с папой Хэмом было грустным и отчасти даже болезненным: думаю, это как-то связано с рассказом «Кошка под дождём», потому что у каждой женщины всегда что-то связано именно с этим рассказом. Что касается Саган и Экзюпери, то обоих ни чуточки не жалко. Даже сейчас, выстукивая на клавиатуре их имена, я испытываю большое облегчение от того, что избавилась от бремени юношеских иллюзий. Я разлюбила этих писателей за то, что они нарисовали так называемых «настоящих людей»: Франсуаза Саган - настоящую женщину, Хемингуэй - настоящего мужчину, Экзюпери - настоящего ребёнка.

На полосе «Человек культуры» - статья председателя самарского писательского союза Александра ГРОМОВА о коллеге по цеху - Александре Малиновском, отмечающем сегодня 70-летие.

В литературу Александр Малиновский вошёл как «документалист», может быть как никто откликнувшись на мысль Льва Толстого, что «придет время, когда не будут сочинять литературу, а будут писать ее с жизни».

Наверное, первым «документалистом» можно считать жившего два тысячелетия назад сборщика податей Матфея. И на Руси первыми письменными памятниками были летописи - произведения чисто документальные. Но летописи наши - это все-таки художественное литературное произведение, а не чисто беспристрастное перечисление фактов и документов. Более того, отдельные эпизоды, описанные в летописях, не подтверждаются исторически: каждый летописец, излагая факты, оставался художником по сути, со своими пристрастиями, со своим индивидуальным взглядом на события, с самостоятельной попыткой их объяснения.

Поэтому так порой разнятся в изложении истории, скажем, киевские и новгородские летописи. Чтобы донести и свое миропонимание времени, каждый автор выстраивал имеющиеся у него факты в определенном порядке, более того, те факты, которые имели место быть, но не укладывались или мешали концепции автора, опускались вовсе, другие - изменялись, а большинство наделялось эмоциональным окрасом в виде эпитетов, а то и прямой оценкой.

Именно к такому «документализму» все чаще возвращается не только русская, но мировая литература. Дело в том, что в последнее время резко усилился интерес к индивидуальности, к внутренним переживаниям и внутреннему отношению конкретного человека к происходящему.

На полосе «Память культуры» - очередной очерк «Самарского текста» Сергея ГОЛУБКОВА - «Разные жизни «волшебного фонаря», или Вечерние досуги горожанина»:

«Волшебный фонарь», «туманные картины»… Забытые словосочетания, давно вышедшие из активного употребления и сохранившиеся лишь в словарях да в воспоминаниях людей весьма солидного возраста. А когда-то созерцание различных рисованных изображений, проецируемых на белую стену или экран, было одной из весьма бесхитростных досуговых утех наших предков.

Появление «волшебного фонаря» открыло большой этап в истории проекционной техники. Как свидетельствуют историки, это устройство знали уже с XVII века. Сначала «волшебный фонарь» служил для развлечения придворной знати, а затем получил достаточно широкое распространение, приобрел немалую популярность в самых разных кругах населения.

Завершает номер традиционная колонка «О языке», афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

Газета Культура

Previous post Next post
Up