Трубочный завод: месть вандалов

May 25, 2010 18:32



Никогда не заглядывайте за ограждения. Чтобы не расстраиваться. На днях я нарушил эту заповедь, поинтересовался, что делается по ту сторону забора некогда сверхсекретного Завода имени Масленникова - и зря!

До этого несчастливого момента мне казалось, что по другую сторону - историко-архитектурный комплекс начала ХХ века «Трубочный завод», распоряжением Главы администрации Самарской области от 6 мая 1993 года включенный в список имеющихся и вновь выявленных памятников и ценных объектов археологии, архитектуры и градостроительства, гражданской истории, природы и садово-паркового искусства. Нет, о том, что комплекс содержится в надлежащем состоянии, я, разумеется, и не фантазировал, но о том, что вместо комплекса я увижу поле, выровненное бульдозерами, грейдерами и прочими уничтожителями продуктов человеческого гения, и подумать не мог.

Чтобы сбить у вас оскомину от высокопарного обращения к человеческому гению, напомню, что в строительстве завода, начатого в 1906 году по указу Николая II, принимал участие Владимир Шухов, великий инженер, академик, создатель знаменитой телевизионной башни и автор используемых во всем мире уникальных сетчатых конструкций.

Еще несколько лет назад можно было спасти заводские корпуса Трубочного, о которых в Энциклопедии говорится исключительно как о «предмете гордости российских инженеров и строителей». Теперь на их месте - кирпичная крошка.

Два года назад хорошо известные умельцы пытались уничтожить другой объект, связанный с ЗИМом, - Фабрику-кухню. Не удалось. Они обещали отомстить журналистам и архитекторам, «поднявшим волну» вокруг памятника поистине Всемирного наследия, и жителям Самары, которые посмели поддержать нас и тем самым выступили против беспредела, творимого этими «настоящими хозяевами жизни».

Месть получилась изысканной. Город лишился крупнейшего памятника промышленной архитектуры дореволюционной Самары, дети - последней возможности получить в пользование индустриальный парк-музей в естественной исторической среде, который мог стать и образовательным учреждением, способствующим бы возрождению интереса к техническим специальностям, и развлекательным центром, и важнейшей частью туристического бренда. Города, до «ростехноложской» «оккупации» бывшего крупнейшим промышленным центром России

Неужели Самара «славна» исключительно патологиями: то, как город, где сформировалась личность нового Атиллы, сумевшего возглавить разрушение крупнейшей мировой империи, то, как место, где располагалось убежище, предназначенное для другого чудовища, которое во имя исправления ошибок предшественника уничтожил всех его сподвижников, а за компанию еще несколько десятков миллионов подданных?

Странные мы все-таки жители одной шестой - или какой теперь по счету - части суши. Ругаем «немчуру» за скаредность, гордимся широтой собственной души. А между тем именно в Германии еще полвека тому «акула империализма» и прожженный прагматик фон Тиссен, задумавшись о будущем Рурской промышленной области, начинавшей чахнуть по мере снижения потребности в угле и продукции черной металлургии, выкупил старые фабричные корпуса и преобразовал их в крупнейший европейский культурный центр. Не в ущерб своему имиджу и, надо сказать, кошельку.

***

И не спасет никакой пристрой к Ракете с малюсеньким залом, где можно будет, наверное, благоговейно взирать на экспонаты, но не стать активным и заинтересованным соучастником.

Текстовый вариант телепрограммы "Горькие сказочки" на канале ГИС (Самара) от 25 мая 2010 года

image Click to view

Самара, Наследие, Культура

Previous post Next post
Up