Худой мир

Nov 19, 2009 22:30

Еще одно открытое письмо в приемную общественной организации «Самарское Знамя» - от самарских учителей, содержащее почти готовую «сказочку» о заботе о нашем с вами светлом будущем.
28 октября 2009 года Глава Самары Виктор Тархов в одностороннем порядке расторг Соглашение «О взаимодействии органов местного самоуправления г.о. Самара и Министерства образования и науки Самарской области».

«Худой мир лучше доброй ссоры». «Соломенный мир лучше железной драки». «Лучше сухой мир, чем жирная тяжба». Кто усомнится в справедливости этих истин? И когда человек, к которому ты относишься с уважением, который на протяжении жизни демонстрирует обдуманность своих поступков, инициирует разрыв с теми, кто, казалось бы, создан для партнерства, шаг этот, по крайней мере, - повод для размышлений.
Соглашение это было подписано в апреле 2007 года. В его рамках было создано Самарское управление областного министерства образования и науки, предмет деятельности которого - организация проведения ЕГЭ, распределение средств, выделяемых на муниципальные образовательные учреждения по областному нормативу, сбор и обработка статистической отчетности.

Интерес к соглашению со стороны областных властей очевиден - лишняя юридическая структура, позволяющая управлять «административным ресурсом» в ходе выборов. Со стороны городских - лоббирование интересов Самары на областном уровне и, в первую очередь, привлечение дополнительного финансирования в образовательные учреждения. В условиях, когда принятие Закона о Самаре как административном центре губернии областными властями торпедируется, этот эксперимент - еще одна попытка получить положенное.

Эксперимент отчаянный, так как даже на бытовом уровне понятно, что добиться эффективного управления при наличии двух органов управления образованием на территории городского округа Самара чрезвычайно сложно.
Мнение Самарского управления и Администрации городапо большинству вопросов, например, назначения, увольнения, премирования директоров школ, не совпадают. То, что нормально в научных и идеологических спорах, на практике - губительно.

Один из страшнейших пороков российской бюрократии - требование избыточной информации, желание держать подведомственные структуры «на коротком поводке». А в нашем случае - еще и условиях дублирования функций. Только за сентябрь 2009 года на адрес одной школы поступило 123 письма от Департамента образования, Самарского управления и их структурных подразделений. Из них только 11 - чисто информационные, 28 - приглашения на совещания, 84 - запросы на предоставление и анализ информации. Срок исполнения каждого четвертого задания - 1-2 дня. Когда же заниматься детьми?

При этом вопреки условиям Соглашения Администрация городского округа не имела возможности получить информацию о действиях самарского управления министерства в отношении конкретных школ. Даже в части финансирования, что сделало фактически невозможным оптимизацию бюджетных средств.

Далее и вовсе нелепость: чем лучше начинают действовать отдельные структуры министерства, тем сомнительнее необходимость в раздутых штатах его самарского управления. НАчало после прихода Владимира Классена полноценно функционировать главное управление по надзору и контролю в сфере образования - отпала надобность в почти 60-ти служащих самарского управления.

Понимание ущербности объемов работы заставляет Самарское управление постоянно вторгаться в полномочия Администрации города, что, в конечном итоге, нарушенным оказался нормальный ход деятельности всей системы.

С инициативой о расторжении Соглашения к Главе города обратились директора школ. И Глава естественно встал на сторону практиков, а не бюрократов. Эксперимент по внедрению системы управления муниципальными образованиями через образовательные округа окончился неудачей. Ничего страшного: не каждый эксперимент в системе образования является успешным. Вот только каков будет чиновничий ответ?

Текстовая версия сюжета из телепрограммы "Горькие сказочки" на канале ГИС (Самара). 19 ноября 2009 года.

image Click to view

Образование в Самаре, Самара, Самарское Знамя, Виктор Тархов, Министерство образования и науки Самарск

Previous post Next post
Up