Добрый вечер. С вами я - Виктор Долонько - в «Трудный понедельник». В программе, автор которой вынужден признать, что ничего так не стимулирует компромиссы, как компроматы.
***
Меня, прямо скажу, расстроили комментарии о том, как я в предыдущей передаче «умыл» самарского мэра при обсуждении WiFi-трамвая. Никакого я не умывал, к деятельности Дмитрия Игоревича по-прежнему отношусь с трепетным состраданием и оттого с радостью выделил следующий вопрос: «Зачем в Самаре в 155-й раз собирают Градостроительный совет?»
Радость моя связана, безусловно, не с возникновением из очередного небытия институции, уже не раз игравшей роль бесполезной чиновничьей погремушки, а с надеждами, связанными с почти свершившимся назначением на должность главного архитектора Самары Виталия Эдуардовича Стадникова. Назначения, которое, собственно, и предварило объявление о сборе Совета.
Во-первых, Виталий, безусловно, профессионал, профессионал хоть и молодой, но куда более авторитетный, чем многие, гревшие до него главное архитектурное кресло. Он и кандидат архитектуры, и эксперт различных международных организаций, поставивших своей целью сохранение произведений архитектуры, вроде Do.Co.Mo.Mo, и автор многих публикаций, в том числе замечательной монографии о памятниках самарского конструктивизма. Естественно, он активно практикующий архитектор, сотрудник - до недавних пор - московского архбюро «Остоженка», и «в изгнании» не забывавший малую Родину, свидетельство чему - предложения по комплексной реконструкции улицы Молодогвардейской, которые, как я понимаю, стали поводом для знакомства с действующим мэром.
А, во-вторых, Виталий - боец. Боец против чиновников, своей безмозглостью ли, неуемной прожорливостью ли, уродовавших последние десятилетия Самару. На «баррикадах», собственно, мы и познакомились, когда он по рекомендации общих друзей из Архнадзора, предложил опубликовать материалы по разрушению Фабрики-кухни, что я, собственно, в седьмом году и сделал, напечатав в «Самарской газете» восемь статей, и за право журналистского первенства Виталию благодарен.
Теперь чиновник - он. Зная Виталия, уверен, что он понимает: определять архитектурную судьбу архитектурного облика Самары - не дело чиновников и даже не исключительно архитекторов, и Совет этот в скорейшем времени объединит историков, философов, культурологов, экологов, а чиновник займется тем, чем ему быть и положено - станет «регулировщиком», модератором, переводчиком с русского на архитектурный, а с того - на чиновничий.
Я держу кулаки на Стадникова, понимая, что будни главного архитектора - это общение с угрюмыми мужчинами, «ненавязчиво» требующими себе участки под строительство, и с лоббистами, объясняющими «новичкам», что такое политическая целесообразность. Понимаю и как трудно лидеру общественного движения «Фабрика-кухня» искать компромиссы с министром, давшим добро на уничтожение этого архитектурного шедевра. И то, что трудности привыкания Стадникова к своему новому качеству умножатся в ходе предстоящей борьбы за губернаторское кресло с участием - будем надеяться! - его нынешнего шефа.
Но Градостроительный совет - каким я себе его нафантазировал - пока только чрезмерно оптимистичная «ласточка»: но вдруг к руководству всеми департаментами городского социального блока призовут авторитетных профессионалов, и не придется считать до «двух»: Стадников - Найденова, Найденова - Стадников, и мэра не станут, наконец, «подставлять» под озвучание дурацких прожектов.
***
Вопрос, мимо которого не протиснуться: «Самарская мэрия и в декабре, и в феврале без каких-нибудь проблем согласовывала акции «За честные выборы», а на 5 марта отказала в проведении мероприятия и на площади Куйбышева, и на площади перед Дворцом спорта. Что изменилось за месяц?»
Автор вопроса пишет, что один из активистов Лиги избирателей адвокат Андрей Соколов подал заявку 20 февраля в 8:30, то есть в день, когда начинается прием заявок на проведение акций 5-го марта. Он сделал это первым, но в площадках ему отказали, объяснив, что на обеих площадях в это время «намечены культурно-массовые мероприятия».
И что случилось? С одной стороны, следует признать, что власть оказалась более готовой к политической борьбе, чем те, кто называет себя оппозицией: культурно-массовые мероприятия не требуют такой сложной процедуры согласования, как политические, а книжек о том, как «революционеры» начала века двадцатого вуалировали свои собрания под «воскресные школы», «гуляния» и т.п., их юные преемники за недостатком времени не читали.
С другой стороны, в рабочий понедельник, в пять вечера, когда - спасибо Дмитрию Анатольевичу - в Самаре уже смеркается, устраивать народные гуляния - это сильный ход! Ведь не трудно выяснить - кто оплачивает их проведение, если оплачивает мэрия - насколько целесообразны и законны эти выплаты и т.д. Любая глупость должна быть наказуема, и этим следует заниматься «на постоянной основе».
Но есть и «в-третьих». Вчера участники акции «За честные выборы» к 14 часам собралась на площади у здания самарского Белого дома, устроили флешмоб, после чего спустились по лестнице со склона у монумента Славы и там организовали протестный митинг.
Что плохого, спросите вы? А то, что в стране, большая часть населения которой позиционирует себя как православная, устраивать протестный митинг в Прощенное воскресение и ждать всенародного одобрения и поддержки - нелепо.
Но вот, ведь, вопрос - кто дурее? Вернее, кто беспомощней - власть или оппозиция? Нельзя было митинг провести в субботу, а на Гражданский форум собраться в воскресенье? Например.
***
Следующий сюжет - о Гражданском форуме. Вернее о том, что вдруг возникло вокруг этой инициативы Михаила Матвеева и Андрея Соколова.
Вообще с форумом власти ведут себя как-то странно. Вот Кузьмина. Не успеет она озвучить новую инициативу «Голоса» - а власти уже придумали, куда и как её с этой инициативой «не пущать». А тут - вполне комфортное помещение, в центре города - и не занято оказалось, когда оппозиция вознамерилась там поразговаривать.
На первое заседание Форума пришло немереное число националистов, выступления которых были за гранью приличия. О чем было разговаривать, когда диалог покрыло облако ксенофобского бреда. Неприемлемость ксенофобии одной части зала и расистские песнопения другой должны были привести к конфликту, и я подумал: чего ждать - горбатого могила исправит, гусь свинье не товарищ. Ушел. Товарищи мои демарш не одобрили: «Зря, не они погоду делали».
Но я и во второй раз решил не идти. Дай, думаю, посмотрю - действительно это знакомый до боли гэбистский сценарий подогрева погромных настроений или просто запах почудился?
Открываю комментарии к списку тех, кто обещал быть на втором заседании: «Интересный список - и по половому составу, и по национальному».
Нужен был только маленький толчок, и понеслось: «Михаил [это обращение к депутату Матвееву, опубликовавшему список в своем блоге], разжигаете антирусскую рознь. <…> Воспользуйтесь своим правом ведущего и дайте первыми выступить русским, а уже после них 14 евреям»…
Выходит не почудилось.
Сработала провокация. И тот же голос: «Евреи? Я вообще-то не их имел в виду, а гендерный расклад никого не смущает? А возрастной?» - Надо же голосу соблюсти видимость приличия, свою роль провокатора он уже исполнил.
Но в день форума тот же голос: «Было эмоционально местами. Особенно когда Лейбград начал призывать к акциям неповиновения после выборов. Боюсь, что даже присутствующие активисты не поддержат Сергея. А с другой стороны - поэт в России больше чем поэт, особенно, если он еврей...»
Голос никак не угомонится - у него задача такая: обсуждать не особенности Сережиной идеологии, не перехлестывающий его бесбашенный максимализм, а лишний раз напомнить о том, что в мозжечке у носителя этого ущербного голоса, - о его неблагоприобретенном антисемитизме, разъедающем как наркотическая дурь.
Скажите: он просто пошутил. Наверное, но помните старый-престарый анекдот: из любого дерьма можно сделать конфету, но не следует забывать при этом, что сделанная конфета - из дерьма.
Скажите: он не думал о том, как его слово отзовется. Прыщавый подросток без образования и жизненного опыта, может, и не думал, но голос этот - голос редактора «Новой газеты в Поволжье» Ильи Сульдина.
И тут вопрос к редактору «Новой» Диме Муратову и к собкору по Среднему Поволжью Сереже Курт-Аджиеву: ребята, понятно, что вкладыш в «Новую» - самостоятельное, юридически независимое издание, содержательно к вам отношения не имеющее. Но «Новая в Поволжье» - ваша франшиза! Понятно, что участие в ее выпуске упомянутого персонажа - вынужденный компромисс со скрыльниковской братией, необходимый для того, чтобы «Новая» продавалась в Самаре. Но ведь есть какой-то предел компромиссам! Бывают компромиссы от которых никакого приварка кроме гонореи…
***
Редкий экономический вопрос: «Заметили ли Вы результаты «доселе невиданных темпов роста», о которых поведало областное министерство экономического развития?»
Напомню, что в пятницу была обнародована цифра роста объема валового регионального продукта Самарской области - 6,3%, и было разъяснено, что наибольший вклад в общий прирост ВРП внесли базовые секторы экономики - промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, то есть, как я понимаю, все отрасли народного хозяйства внесли этот «наибольший вклад». Про «наименьший вклад» умалчивается.
Уважаемый слушатель, будьте серьезней! Рост строительных успехов - это, видимо, кошелевские казармы - «светлое завтра» всей страны, как продолжают утверждать его бесстыжие рекламщики. Сельскохозяйственные достижения - это доминирование на прилавках области, не так давно кормившей Россию, ввозимых из соседних регионов и «стран дальнего и ближнего зарубежья» продукции, а неоспоримые успехи в связи - это, наверняка, поголовная «айфонизация» чиновничьей братии.
И, при всем при этом впечатляющем двухлетнем росте, уровня 2007 года - первого года артяковского правления и последнего года правления Титова - достичь пока не удалось.
***
До встречи в четверг в очередном «Горчичнике». С вами в «Трудный понедельник» были Виктор Долонько и звукорежиссер Альберт Шангин.
Текстовая версия радиопрограммы «Трудный понедельник» на «Эхе Москвы в Самаре» от 27 февраля 2012 года. Звуковая версия в ЖЖ по адресу:
http://echosamara.livejournal.com/