Ирина Миронова: «Я человек, который всегда рискует»

Sep 10, 2022 17:57

Вячеслав СМИРНОВ *
Фото Дмитрия ОСИНОВА

Директор тольяттинского театра юного зрителя «Дилижанс» Ирина МИРОНОВА утверждает, что не любит юбилейные интервью. Поэтому мы пришли к обоюдному согласию о том, что подобная публикация накануне ее личной круглой даты нужна «для дела».


[Spoiler (click to open)]
Я подхожу к театру и вижу, что у вас уже что-то происходит: заменены витражи входной группы, внутри помещения осуществляются различные переделки. Что увидит зритель, когда начнется сезон, и можно ли будет перемещаться по театру?
Это будет 31-й сезон. 25 декабря нам исполнится 30 лет. То, что к юбилею театра происходит обновление фасада, - знаковое событие. Мы получили грант губернского проекта «СОдействие», разделили его на несколько больших этапов. У нас готов потрясающий проект всей театральной площади - с уличной сценой, театральными фонарями. Первый маленький этап - замена всех окон и витражей на фасаде. Окна затонированы в коричневый цвет - это сделано специально, в дальнейшем будет покраска здания в цвет этих окон. Сейчас зрители приходят, фотографируются, хотя мы не разрешаем: проект не завершен, но зрители выкладывают фотографии в социальных сетях. Они нас поддерживают: «О, такое обновление!»

Какой для вас самый ожидаемый спектакль в предстоящем сезоне?
Это, безусловно, «Кысь» Татьяны Толстой в постановке Виктора Мартынова, премьера состоится 7 октября. Из Питера к нам приехала художник спектакля Елена Золотарева, а также специалист по пластическому гриму и спецэффектам Денис Райков. Они привезли потрясающую бутафорию. 25 декабря - театральный капустник. Мне даже не верится, что мы подошли к такому событию: 30 лет - солидная дата. Кстати, в рамках национального проекта «Культура» организуются онлайн-трансляции спектаклей на портале «Культура.РФ». Мы со спектаклем «Поллианна» вошли в число 25 победителей в конкурсе заявок. 17 сентября к нам приезжает съемочная группа из Москвы. Мне позвонили и сказали: «Из Самарской области - вы одни». 22 сентября у нас состоится трансляция «Поллианны».

Когда-то возглавив «Дилижанс», думали ли вы, что это может стать делом всей вашей жизни? Или это не является делом всей вашей жизни?
Тридцать лет посвятить любимому театру, любимому делу - конечно, является. Естественно, наступали моменты, когда я сопротивлялась: всё, я ухожу, я больше не могу. Но наступал иной этап, и мы вставали на ступенечку выше. Потом опять какие-то терзания, мучения, и опять - на ступенечку выше.

В кризисные моменты не думали ли вы сменить сферу деятельности, заняться чем-то другим?
Вообще-то моя любимая стезя - театральная педагогика. Я с нее начинала, я ее обожаю, но сейчас у меня нет возможности этим заниматься. У меня нет времени на творчество. Мне хотелось бы писать. Когда я училась, мне говорили: «Вы прекрасно пишете, у вас такой прекрасный слог». Это всё уходило, уходило, пока совсем не ушло. Может, где-то глубоко на пенсии я к этому вернусь. Буду писать мемуары про театр «Дилижанс»! А писать есть про что: 30 лет - это потрясающе интересные годы. Это столько событий, и каждое событие - целые тома.

Я вспоминал места дислокации театра, где он только не базировался: и в театральном центре на Голосова, 20, и в торговом центре «Волжские зори» на Степана Разина, 8, а теперь - в бывшем кинотеатре «Юность» на Степана Разина, 93. Где было удобно работать и в техническом плане, и в плане привлечения зрителя?
Все три места - прекрасные. Голосова, 20, - наша альма-матер, энергетическое место, театральное! Там рождались потрясающие идеи. Оттуда вышли многие таланты города Тольятти, которые сегодня успешно работают в Москве, Санкт-Петербурге. Но в какой-то момент там стало тесно, зрительный зал маленький - естественно, хотелось роста.
Нас пригласили в Театр ВАЗа, который через некоторое время закрыли. Это был своего рода рост: во-первых, переезд в Автозаводский район, чего нам очень хотелось, плюс очень уютное здание. Оно уже было намоленное, зрители привыкли к нему. Каждое пространство рождает свои идеи, проекты. То, что было востребовано на Голосова, 20, - уходило, рождалось что-то новое. Это прекрасный этап, когда вместе с пространством ты начинаешь вставать на другую ступень своего развития.
В жизни происходят различные перемены, возникли новые требования пожарных, здание не имело второго выхода, мы оказались под угрозой закрытия. И руководство города передало нам здание, которое сначала было кинотеатром «Юность», а затем филиалом театра «Колесо». Мы с воодушевлением начали его облагораживать. И до сих пор облагораживаем. На сегодняшний день у нас 100-процентная заполняемость, хотя сегодня кажется, что в какие-то моменты мест в зрительном зале маловато.
Конечно, хочется открыть вторую сцену, где сегодня хранятся декорации. Есть потрясающий проект с прекрасными гримерками для актеров, проектно-сметная документация - на стадии подготовки. Тогда, конечно, было бы, где развернуться: основной зал на 248 мест и еще один - на 100-150 мест.
«Черный квадрат» на 50 мест - анахронизм. Туда никогда нет билетов, а играть бесконечно и много мы не можем: у нас очень маленькая труппа. Хочется радовать зрителя, показывать и показывать зрителю разные спектакли...

Всё равно время от времени происходит ротация кадров. Что позволяет «Дилижансу» оставаться «Дилижансом» при смене кадров?
Дух театра позволяет сохранить основная команда, она не меняется много лет. Это ученики Зиновия Корогодского - Виктор Мартынов, Ира Шугаева, Ира Храмкова, это администрация театра.
Я называю Виктора Мартынова, режиссера и педагога, своим соратником. Конечно, мы не одинаково понимаем театр, у нас у каждого свое мнение, но миссию театра мы понимаем очень четко. Костяк труппы помогает сохранить этот дух. Новички, кого это устраивает, тот надолго остается в театре. У нас по многу лет все работают, редко меняется коллектив. Но для актеров смена места работы - это нормальный этап. Некоторые уже три раза съездили в Москву, Питер, вернулись и снова работают у нас. Мы уже воспитали столько кадров, которые работают сейчас в Москве, Питере, других городах России! Мне нравится, когда, приезжая в Тольятти, они заходят в гости в театр: значит, театр заронил в них плодотворное зерно.

Были ли у вас такие спектакли, проекты, осуществление которых по каким-то причинам не состоялось?
Наверное, нет. Всё задуманное - воплощается. Пускай через год, через два. Каждые пять лет мы пишем концепцию развития театра и подходим к этому не формально, а творчески. Это большой документ, в котором все наши желания и мечты. И когда по прошествии лет перечитываешь эти планы - удивляешься, что сбывается буквально все. Мы начали такую практику, когда еще находились на Степана Разина, 8: именно там зародилась мечта стать ТЮЗом. Всё сбывается, просто нужно идти к этой цели. Есть, конечно, еще «хотелки», небольшие секретики, которые не хочется выдавать, которые еще не состоялись, но я очень верю, что и они будут реализованы.

К этому вопросу можно подойти с другой стороны: есть проекты, которые хочется воплотить, но они по каким-то причинам откладываются - или ресурсов не хватает, или обстоятельства не те?
Виктор Мартынов написал потрясающий проект развития фестиваля «Премьера одной репетиции». В его структуре будет несколько программ - от международной лаборатории до образовательной. Мне хочется, чтобы это сбылось, чтобы в фестивале была задействована вся инфраструктура Тольятти. Такой фестиваль нужен Тольятти: здесь есть интерес к театрам, в Тольятти театр любят. И у нас есть свой зритель, который любит наш фестиваль. Сегодня на него приезжают из Самары, Сызрани - заказывают газели. Подтягиваются иногородние, прилетают наши ученики из Питера, Москвы. Хочется, чтобы у фестиваля было постоянное финансирование, чтобы он проходил одновременно на многих площадках.

На этой оптимистической ноте можно было бы закончить наш разговор, но… Есть ли какой-то вопрос, на который хотелось бы ответить, но его вам все никак не зададут?
Например, в чем сила нашего театра? Не только же в директоре или худруке - в команде. Мне очень печально слышать, что театры в России умирают. В провинции особенно. Это неправда. Мне кажется, как раз сейчас театры возрождаются, и в провинции в том числе. Театр меняется, и это здорово. Когда меняешься ты - меняется зритель. Пока есть доверие зрителя - нужно работать. А доверие зрителя есть. Во время пандемии мы боялись оказаться в конце 1990-х, когда в театрах не было зрителя, в зале сидели по 20-30 человек. Когда прошла пандемия, зрители стали заполнять залы - это дорогого стоит, это говорит о том, что к театру есть доверие зрителя. Нужно не упускать этот момент, давать зрителю почву для размышлений.
Для чего зритель ходит в театр? Прежде всего, за эмоциями. Ему нужно давать эти эмоции - чтобы он плакал, смеялся, размышлял, создавал свои потрясающие проекты в своей жизни. Театр - это многогранность. Вспомним годы, когда была цензура и художественные советы решали, какой спектакль принять, а какой нет. Тем не менее, 60-70-80-е родили таких потрясающих художников! Они же находили способы выразить свою точку зрения и поразмышлять о своем времени. И сегодня у художников есть масса вариантов выразить себя.
Я во время пандемии пересмотрела кучу спектаклей тех лет, благо открыли потрясающие архивы.
Какие темы важны сейчас в театре? Вечные темы милосердия, доброты. Через это нужно воспитывать зрителей, и тогда зритель будет доверять тебе. Я люблю беседовать со зрителями, когда после спектакля выходишь в фойе, и они понимают, что спектакль «Преступление и наказание» - это про мое событие, которое сегодня в жизни произошло. В этом - сила театра.
Сегодня зрителю хочется серьезных вещей. Мне кажется, нужно делать упор на классику. Я не думала, что будет такой успех у спектакля «Чичиковlife».
«Премьера одной репетиции» - это риск для нас. Но театр для того и создан, чтобы рисковать, экспериментировать. Спектакли-победители фестиваля «Премьера одной репетиции» очень востребованы.
В нашем театре и царит гармония, потому что у нас есть фестиваль, где мы можем ставить экспериментальные спектакли. Я считаю, на сегодняшний день мы добились и финансовых, и творческих успехов - благодаря этой лаборатории.
Появляется все больше и больше разнообразных лабораторий и фестивалей - этим театры и живут. Потому что лаборатория рождает новых актеров, художников, режиссеров, новую творческую волну.
Самое главное, чего мы добились, - воспитали своего интеллектуального зрителя, который приходит на фестиваль и уже прочитал все пьесы, заявленные в афише. Это дорогого стоит. Это победа.
Театр сегодня нужен как никогда. Сегодня нужно говорить о доброте, милосердии, о любви друг к другу. Нужно покопаться в своей душе. Если создать в ней райский уголок, чистый, светлый островок, то и всем вокруг тебя будет хорошо. Нужно начинать с себя. Когда ты идешь от себя и начинаешь с себя, все удается, и это тысячу раз проверено мной.

Ирина Алексеевна МИРОНОВА родилась в Казахстане. Окончила режиссерское отделение Куйбышевского областного культурно-просветительного училища (1982), Самарский государственный институт искусств и культуры (1995), Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (1997). Трудовую деятельность начала в 1992 году - заведующей литературной частью театра юного зрителя «Эксперимент». С 1996-го полностью посвятила свою жизнь развитию театра «Дилижанс», в котором начинала работать в качестве режиссера-педагога. В 2000-м возглавила этот театр, неоднократно менявший свой статус. Под ее руководством в театре сформировалась высокопрофессиональная труппа, проводится ежегодный театральный фестиваль «Премьера одной репетиции», в 2012-м театр получил статус муниципального театра юного зрителя.

* Член Ассоциации театральных критиков (Тольятти).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)

Культура Тольятти, Театр

Previous post Next post
Up