Большое сердце любви

Jul 27, 2022 10:31

Вспомним прошедший театрально-концертный сезон

Ирина ВАСИРУК *
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА

В воскресенье, 19 июня, после солнечного жаркого дня сначала прошел долгожданный дождь, а потом известная эстрадно-джазовая певица Мариам МЕРАБОВА порадовала жителей Самары концертной программой, в которой были и легендарные советские песни, и авторские откровения, в которых Мариам предстала в роли поэта и композитора, и, конечно, джазовые композиции.


[Spoiler (click to open)]
Вместе с ней в концерте приняли участие джазовый пианист Манук Казарян и Академический симфонический оркестр под управлением Михаила Щербакова.
Сила воздействия Мариам Мерабовой на зрителей в ее уникальном голосе. И не в том, что она - обладательница голоса огромнейшего диапазона и необычайной красоты. Умение мастерски пользоваться данным от Бога голосом - вот что отличает Мариам. В одних номерах она продемонстрировала чуткое и проникновенное прочтение слов, почти авторское выпевание-выговаривание каждого слова, при необходимости поддержанное актерским мастерством. В других - показала силу и мощь своего голоса, когда его кульминационное звучание на фортиссимо пробивает лед сердец. Как у О. Хайяма: «Горе сердцу, которое льда холодней, не пылает любовью, не знает о ней».
Многогранность личности - это всегда интересно и необычно. Два номера программы - собственные творения Мариам. Это песня «Берег», посвященная любимому супругу Армену Мерабову, и песня «Снег», в которой метафорично рассказано об ощущениях из детства.
Следует отметить смелость певицы в выборе номеров, ведь многие из них - это хиты эстрады прошлых лет, которые исполняли Алла Пугачева, Валентина Толкунова, Людмила Гурченко. Здесь отчасти помогли прекрасные аранжировки, позволяющие ощутить непосредственность и стилевую переливчатость, музыкальную новизну известных песен. Однообразность и порой надоедливая повторность куплетов эстрадных песен исчезали при качественных и профессионально сделанных джазовых аранжировках. Так, песня «Я в глаза твои, как в зеркало, гляжусь» ожила и заиграла новыми красками благодаря обработке композитора и аранжировщика Вячеслава Сержанова. В концертных номерах аромат джаза присутствовал всегда: его флюиды завораживали, увлекали, рождали эмоциональный отклик у слушателей, позволяли солистке петь свободно, в своем пространстве, как бы «на своем языке».
В зале с момента появления Мариам Мерабовой воплотилась обстановка диалога, мощного энергетического взаимообмена между исполнителями и слушателями. Обворожительная харизма Мариам, ее женская привлекательность, общительность и высочайший профессионализм сделали свое дело.
Непривычным оказался масштаб мероприятия. Зрители настолько погрузились в перипетии концерта, что не заметили, как пролетели почти два часа одного единого отделения. Такая выстроенность концерта оправдана динамичностью и легкостью восприятия. Первую часть, состоящую из 11 номеров, венчал уже названный «Монолог» Марка Минкова на стихи Марины Цветаевой, который вызвал неподдельную эмоциональность слушательниц. В итоге - благодарность и цветы за поистине волшебный процесс исполнения музыки.
В роли «звучащего» антракта выступила авторская композиция «Зимняя дорога» Армена Мерабова, увлекающая не внешней яркостью и эффектностью, а внутренней монологичностью каждого исполнителя. Спасибо за прекрасную оркестровку Ксении Акимовой и Мануку Казаряну!
Вторая часть концерта была представлена джазовыми номерами. Мариам демонстрировала сверхъестественные возможности своего голоса. Буквально на грани фантастики скачки в мелодии, вибрации в интонациях, темповые колебания. Сила слова ушла на второй план, и вокал в чистом виде предстал перед любителями джаза, давая понять и ощутить самобытность певицы.
Контрастность номеров лишь оттеняла их неповторимость: то спокойный блюзовый номер (So Many Stars), то хулиганская театрализованная сценка (BIG SPENDER), то эмоционально-экспрессивная исповедь (Cry Me A River). Калейдоскоп номеров завершился песней Georgia On My Mind, с которой Мариам выступила в телешоу «Голос» в 2014 году и у которой совсем скоро, в 2030 году, - вековой юбилей. Гимн штата Джорджия, который включали в свой репертуар великие джазовые исполнители, поставил яркую финальную точку в жанровых и стилистических метаморфозах воскресного вечера.
Огромную поддержку Мерабовой оказал пианист Манук Казарян. Стилевая точность, феноменальная виртуозность, бесконечное ритмическое импровизирование, тончайшая филигранная техника на фортепиано - всё это отличает его игру. К сожалению, иногда не хватало сбалансированности с оркестром.
Академический симфонический оркестр перевоплотился в оркестр эстрадно-симфонический. Некоторые номера получились очень неплохо, однако некоторые подробности партитуры не прослушивались. Особенно мешала несоединимость вокальных заниженных джазовых интонаций солистки и совсем не джазового звучания оркестра. Много звука не всегда хорошо. Так хотелось звуковых колебаний, тихого замирания, чуткого постепенного кульминирования, темповой точности.
Не все могут так легко, смело и на высоком уровне исполнять музыку разных стилей, как это продемонстрировала Мариам Мерабова. Специфика джазовых импровизаций требует ритмической и интонационной свободы, особой музыкальной чуткости и исполнительской практики. Но певица экспериментирует и не планирует останавливаться. В планах - синтезирование джаза с оперными номерами, а значит, впереди новые концерты и новые встречи с замечательной певицей.

* Музыковед, кандидат искусствоведения

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 7 июля 2022 года, № 14 (235)

Джаз, Музыка

Previous post Next post
Up