Мастерство жреца

Jul 25, 2022 13:02

Константин ПОЗДНЯКОВ *

То ли в студенческой, то ли в аспирантской юности я был сильно впечатлен рассуждениями Ю. М. Лотмана о сравнении пар «пифия-жрец» и «автор-критик». Дескать, пифия, как и автор литературного произведения, несет невесть что, а вот жрец или критик уже разжевывает смыслы, доносит их до озадаченной паствы.

Честно говоря, открывая антологию текстов Анны Радловой **, посвященную всевозможным русским религиозным сектам, ожидал некоего открытия. Открытия, подобного тому, что случилось с переизданием произведений Геннадия Гора тем же издательством Ивана Лимбаха. Тогда многие познакомились с новым старым автором, эдаким неучтенным «обэриутом». И вот еще одно возвращенное имя. Переиздания «Повести о Татариновой» 1997-го года не встречал, а ожидания были изрядно завышены. Завышены как раз таки «жрецом», Александром Эткиндом.


[Spoiler (click to open)]
Берясь за книгу, сразу невольно замечаешь странную архитектонику: треть нового издания составляет предисловие Эткинда, вторая треть - «Повесть о Татариновой», а остатки достались драме в стихах «Богородицын корабль» и лирическому циклу «Крылатый гость».
Есть, конечно, литературоведы, которые про изучаемого автора понаписали больше, чем сам творец за всю жизнь, так что практически равный объем повести и предисловия не так уж исключителен, но тут случился новый поворот. Нон-фикшн ощутимо потеснил фикшн во всех смыслах. От предисловия Эткинда оторваться попросту невозможно. Это захватывающий текст о жизни и творчестве Анны Радловой, о ее напряженных отношениях с Ахматовой, о дружбе с Михаилом Кузминым, наконец, о тех исторических персонажах, которых она превратила в своих героев, и т. д.
Автор предисловия кропотливо разбирает и поэтику Радловой, объясняя даже использование таких банальных рифм, как «кровь - любовь», определенными концепциями. И вот, ожидая чего-то сногсшибательного, переходит читатель от цветистого вступления к художественным произведениям…
«Богородицын корабль» разочаровывает с ходу. Обыгрывая миф о превращении цесаревны Елисаветы Петровны в предводительницу сектантов Акулину Ивановну, Анна Радлова действует настолько прямолинейно, насколько это вообще возможно. На троне окажется копия императрицы - фрейлина, которая в финале, конечно же, и казнит мнимую (или подлинную?) Богородицу-Елисавету. А формально сюжет рядится в такие безыскусные и даже несколько детские одежды:
Когда утром придут на царство меня звать,
Будут тебя прославлять
И короной от Белого до Черного моря короновать.
От многих строф, произносимых персонажами, веет какой-то беспомощностью, несопоставимой с совершенно осознанным ироническим примитивом, скажем, Николая Олейникова.
На фоне «Богородицына корабля» «Повесть о Татариновой», написанная в 1931-м году, выглядит несомненной удачей. Ритм повествования и мастерское использование настоящего времени сразу же вызовут у читателя массу ассоциаций, причем с прозой вполне современных писателей.
Могу совершенно точно сказать, что стиль «Повести» идентичен, к примеру, описаниям сновидений в произведениях Владимира Сорокина. Да и сама история восхождения и падения своеобразно понявшей учение скопцов Катерины Татариновой весьма увлекательна. Мимо отдельных фраз пройти попросту невозможно, хорошо же написано: «Было холодно, будто никто в этой квартире больше не дышал»; «Любят у нас мертвецов и боятся, потому что они не дышат, не едят и молчат - божеские почести им воздают. А живых у нас ненавидят». А портят повесть нагромождение глав-документов и явный переизбыток по части второстепенных персонажей, в которых путаешься, а они довольно скоро исчезают.
И остается лишь констатировать: предисловие Александра Эткинда оказалось занимательнее и целостнее, чем проза Радловой. Проза, безусловно, талантливая, но крайне неровная.

* Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики СГСПУ
** Радлова А. Повесть о Татариновой. Сектантские тексты: Сост., предисл. и примеч. Александра Эткинда. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2022. - 264 с.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 7 июля 2022 года, № 14 (235)

Литература

Previous post Next post
Up