Поколение ОК

May 19, 2022 16:16

Константин ПОЗДНЯКОВ *

Дебютный роман Сергея Конышева ** уже сравнивают с произведениями Лимонова и Довлатова. Хотя влияние второго в «ОК» ощущается куда меньше, чем первого. Мне же роман показался особо цепляющим за счет послания, обращенного к совершенно определенному поколению. Поколению, к которому относит себя и ваш покорный слуга.

[Spoiler (click to open)]
Не разбираюсь во всех этих модных классификациях - «бумеры», «зумеры»... Думаю, что «поколение ОК» - куда более точная характеристика для тех, кто родился в СССР под занавес существования империи; чья юность пролетела в «лихие» девяностые или чуть более спокойные «нулевые»; в одно ухо которых врывались гранж, панк-рок и рэп-кор, а в другое - вездесущая русская поп-музыка, ведь от неё тогда было «не спрятаться, не скрыться».
Судя по всему, и автор, и главный герой романа - как раз из таких людей. Все коды, заложенные в тексте, вряд ли считают другие поколения - младшие или старшие, хотя Сергей Конышев - явно человек остроумный и начитанный - оснастил свой литературный корабль практически бесконечным рядом цитат, аллюзий и прочих отсылок к самой разнообразной литературной классике от Льва Толстого до Стейнбека.
Несмотря на то, что основная сюжетная линия романа пролегает по Оклахоме, куда инженера Серёжу отправили в командировку, текст получился абсолютно отечественным, подчеркнуто русским. Ведь главное для нас - что? Правильно, поговорить! Так что пространственный вопрос решается мгновенно - неважно, где находится Сергей: в США, в Казахстане, в родном Владимире или в Москве.
Основное пространство романа - диалогическое. Про самого же героя хочется сказать словами классика: «Какой ты, Михайло Дмитрич, спорить гораздый». Спорит Сергей со всеми и постоянно: с оклахомским «наставником» Андреем, со своей девушкой Верой, с главным антагонистом романа Стивом (последнего герой-повествователь мгновенно сравнит со Стивой Облонским - и правильно сделает)…
Мало того, что главный герой - настоящий эгоцентрик, а в отношениях с Верой проявляет изрядную токсичность, он еще умудряется соединять в себе качества, кажущиеся совершенно несовместимыми. Учитывая любовь автора к сравнениям и метафорам, можно сказать, что его Сергей - это ходячий оксюморон. Посудите сами: вегетарианец, равнодушный к животным; поклонник американского панк-рока, имеющий кучу претензий к США и называющий себя «гомососом» (не подумайте ничего плохого, слово расшифровывается как «Гомо советикус»); настоящий спортсмен в плане склонности к перманентному состязанию с первым встречным, одновременно вливающий в себя литры разнообразного пива...
Желание во всём разобраться, поставить точки над i, доказать свою правоту выходит Сергею боком. Печальная ирония названия расшифровывается только в последней части, тогда становится ОКончательно ясно, что «ОК» - это не только Оклахома и не только формальный ответ, ассоциирующийся с американским образом жизни. Сергей, будучи апологетом созданной им философии равнодушия, сталкивается с индифферентностью в самый неподходящий момент, и страницы, этот момент описывающие, - пожалуй, самые трагические страницы произведения.
Одна из сильных сторон «ОК» - его плейлист. Если в зарубежной прозе саундтреки к повествованию дело даже не то что привычное, а скорее обязательное, то в отечественной литературе с музыкой дела плохи. Терзают меня смутные сомнения, что современные русские писатели в музыке этой просто не разбираются, потому и предпочитают отмалчиваться.
Самые стильные главы «ОК» - это путешествие героя по ночной Оклахоме под случайный порядок песен в айподе. К каждой из этих композиций тут же привязывается воспоминание, трогательный или смешной эпизод. Ну а читатель может сравнить свои ассоциации и впечатления с Серёжиными.
Не могу сказать, что роман получился ровным, некоторые диалоги просто-таки выматывают, но удач в этом дебюте явно больше, чем изъянов. И это очень свежая проза… правда, для определенного поколения.

* Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики СГСПУ.
** Конышев С. ОК. - СПб.: Сияние, 2022. - 384 с.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 12 мая 2022 года, № 10 (231)

Литература

Previous post Next post
Up