Анатолий Майоров: «Фестиваль не погиб, силы сохранены и даже несколько приросли»

May 04, 2022 10:19

Завершились конкурсные показы губернского фестиваля «Рожденные в сердце России». О его предварительных итогах мы беседуем с председателем жюри фестиваля Анатолием МАЙОРОВЫМ, почетным профессором Самарского государственного института культуры, заслуженным работником культуры России.


В жюри фестиваля: Анатолий Майоров (слева) и Виталий Максимов
[Spoiler (click to open)]
Анатолий Александрович, спустя два, я так понимаю, года в «живом» виде возродился фестиваль. Возродился в новой ситуации. Чем новый фестиваль вас удивил, поразил и чем он отличается от того фестиваля, который мы помним по 2019 году?
Во-первых, он порадовал тем, что вообще состоялся. До последних дней было неясно: пройдет фестиваль в режиме реального времени или опять дистанционно. Во-вторых, были опасения, что два года перерыва качественно отразятся на состоянии творческих самодеятельных коллективов. Но фестиваль наши опасения развеял. Его открытие прошло в Доме культуры «Октябрь» на Мехзаводе. Прошло достаточно ярко, броско, там выступили территории - призеры прошлых фестивалей: Волжский район, Новокуйбышевск, Самара. А затем фестиваль развивался в выездном формате. Организаторы решили, что его не нужно концентрировать на территории Самары, - нужно, чтобы его область посмотрела. Два фестивальных дня прошли во Дворце культуры «Россия» в Отрадном, затем фестиваль переместился в Сергиевский район, потом - в Тольятти, а заключительный день состоялся в Сызрани. Участвовали все без исключения 37 территорий: 10 городских округов и 27 муниципальных районов.
Фестиваль показал, что творческие коллективы не потеряли своего исполнительского уровня, подготовили очень интересные, разнообразные программы. Было много фольклорного материала: обрядовые праздники, песни, которые бытуют на данной территории, танцы фольклорные. Для фольклористов это вообще кладезь информации - можно приехать на фестиваль и все записать, побеседовать с хранителями фольклора, которые привезли и одежду, в которой ходили их прабабушки и прадедушки. Тоже интересная деталь, поскольку мы видим воочию аутентичные костюмы, не стилизованные, которые сейчас шьет фирма «Гера», как угодно перефразировав орнамент этих костюмов.
Многие районы и городские округа подготовили программы о знаковых людях. Интересная деталь всплыла в Алексеевском районе. Это район степной, там особая климатическая зона. Они подготовили программу о том, что к ним приехал молодой выпускник, лесник по образованию, и сказал: «Я буду у вас лес сажать». Конечно, все подняли его на смех. Но он заразил этой идеей сельчан и вырастил лес. Оказалось, что это реальный персонаж, этот человек там до сих пор живет. В других условиях эту информацию мы бы пропустили... Тем и интересен этот фестиваль.

Я так понимаю, что впечатление самое благоприятное?
Да, мы все к этому мнению пришли, когда отсмотрели: силы сохранены и даже несколько приросли. Фестиваль не погиб - для нас это самое ценное.

Объявленный Год культурного наследия народов России как-то повлиял на подготовку, формирование программы?
Конечно. В каждой программе присутствовала народная художественная культура, нет программ, где бы ее обошли. Другое дело, что ее процент где-то был больше, где-то меньше.

Но вы не прописывали это в положении, это как бы само собой разумеющееся, да?
Это не требует такой специальной огласки. У нас есть районы, где вообще только фольклор. Взять, допустим, Камышлу - там, кроме фольклора, ничего больше нет. У них есть знаменитый брендовый ансамбль «Ак каен», у них коронка своя - дробушка танцевальная. С малых лет учат этой дробушке. Был номер, где они показали несколько возрастных категорий: сначала вышли аксакалы с этой дробушкой, потом помоложе, еще моложе и совсем малыши. Они сохраняют и не дают кануть.

Инна Александровна Касьянова на первых фестивалях сетовала, что фольклорные коллективы исполняют произведения не своего региона…
Сейчас во многих районах ситуация изменилась, значительный перелом произошел, остались частные явления. Встречаются коллективы, которые поют кубанские песни, уральские, но у нас самодостаточный район, со своей фольклорной культурой, - зачем нам петь нехарактерные песни других регионов, где свои традиции, тонкости исполнения, которых ни мы, ни руководитель не знаем?

По-прежнему речь идет о фестивальной программе как едином театрализованном представлении, на сюжет которого нанизываются номера?
Сейчас предложено две формы подачи, оформления материала: театрализованное представление и концертная программа. Те, у кого нет режиссеров, особенно это дальние районы, делают просто концерт. Важно, чтобы там был большой охват жанров художественной самодеятельности, а не 2-3 коллектива, которые в РДК базируются. Нужно показать ресурс района. Важно, чтобы села, которые находятся вдали от райцентра, тоже показывали свои творческие ресурсы: именно там фольклор и базируется. Райцентр ориентируется уже на городской образ жизни, а глубинка хранит как раз фольклор, традиции, костюмы и прочее.

Таким концертным программам, если говорить об общем конкурсе, за отсутствие единого сценария баллы снижают?
Конечно, всё равно у нас принято, что какой-то режиссерский ход должен быть. Они должны какой-то единой мыслью быть связаны. Должен какой-то лейтмотив присутствовать, цементировать.

Насколько для тех, кто принимает в этом участие, важно конкурсное начало?
Главный стимул существования художественной самодеятельности - это общественная оценка. Конечно, человеку нравится попеть, но он может и в компании дома попеть, а раз он пошел в стены РДК или СДК, значит, у него амбиции, ему только друзей и семьи уже мало.

На любом конкурсе, - я думаю, что «Рожденные в сердце России» не исключение, - ресурсы во многом определяют возможности конкурсантов. Я почему так осторожно отношусь к идее, которая возникла с первых конкурсов, с оценками единых театрализованных программ, а не коллективов по отдельным направлениям, потому что коллектив в городе Октябрьске, условно говоря, и коллектив в городе Самаре друг с другом в состоянии конкурировать, но город Октябрьск с городским округом Самара конкурировать не сможет никогда.
Я думаю, вы не правы. В городе Октябрьске, раз уж мы начали про него, есть очень хороший оркестр народных инструментов, руководит им выпускница нашего института Светлана Ковалева, она лауреат и премии президента, и конкурсов. Оркестр и концерты дает, и цикл ведет на местном телевидении...

Вы подтверждаете мои слова: отдельный коллектив - да, в целом - нет.
В целом - да, там нет такого количества специалистов. Да и создать такого уровня оркестр где-нибудь в Клявлино, наверное, вряд ли возможно, но у них - фольклор. Есть, к примеру, фольклорный ансамбль «Кряшены», уникальный, таких нет во всей области.

А в рамках «Рожденных» вы имеете возможность как-то отдельно «Кряшены» премировать?
Можно дать руководителю диплом отдельный.

Не только району?
Нет, районы соревнуются за денежный приз, губернатор назначил определенные денежные призы, они бьются за них. А есть еще лауреатство. Мы отмечаем коллективы, которые постоянно подготавливают интересные программы, развиваются, мы их отдельно поощряем, а иначе они, конечно, останутся незамеченными.

Вы говорите о развитии фольклора в муниципальных сельских районах. А в городах?
В городах есть руководители, которые интересуются, ездят и записывают фольклор. Есть в училище культуры Елена Гуляева, Татьяна Мачкасова в СГИК. Они постоянно ездят по области, издают сборники фольклорных песен.

Я не спорю, что есть. Это преобладает?
Всё зависит от режиссера. Как режиссер смотрит на формирование программы города. Если он хочет ее сделать только из современных жанров, будет всё современное, если у него мышление шире - он привлекает фольклорные коллективы. Разные режиссеры - разные уровни мышления.

А что с уровнем любительских коллективов близкого вам джаза? Если бы их было больше, это в любом случае поднимало планку и профессионалам. А так посмотреть - что такое Самара? Студия «Движение» и Болдырь. И «Мираж» в Новокуйбышевске.
Ну почему? Есть еще в филармонии коллектив «Джаз-вояж». Это очень крепкие профессионалы, которые выдают очень хороший результат.

На три с половиной миллиона не мало?
Вот когда большой коллектив - это надо выносить пульты, стулья, это сложная монтировка. «Мираж» всё время где-то в фойе посадят, они перед началом играют, а на сцену их особенно и не выпускают режиссеры, такое у них мышление - идти по пути наименьшего сопротивления. А им нужно быстро: вышел, ушел.

Причем Новокуйбышевск и без «Ауры» обошелся.
В этом году «Ауры» не было.

Пахомов с Сичкарем переворачиваются.
Ну в этом году не случилось. Это зависит даже не от коллективов, а как режиссер посчитал нужным. В его концептуальное видение этот коллектив не вписался. Он сам выбирает цепочку развития, как сам ее представляет. Я думаю, что в этом году то, что представила Самара, - далеко не лучшее.

Все-таки нужно вернуться к моему предложению: жанровые надо делать фестивали, а не этот винегрет. И толку от этого будет больше. Насколько я понимаю, режиссер - хозяин-барин: нравится ему цирк - будут цирковые номера, нравится джаз - будет джаз, он ориентирован на фольклор - будет фольклор.
Конечно.

Вот за это всех расстрелять.
Дело в том, кто заказывает программу. Заказывают управления культуры. Они ищут режиссеров, предоставляют коллективы по его сценарию. Они же могли ему тоже сказать: ты обязательно включи вот этот коллектив, но они доверяют его концептуальному мышлению. Главное - сделай, чтобы это было достойно.

Мы находимся в сложном положении. Заседание жюри уже состоялось, но поскольку итоги будут объявлены через месяц, у нас нет сейчас возможности познакомить с ними. Зато вы уже проголосовали и освобождены от каких-то обязательств по поводу высказывания своей собственной точки зрения. Вам кто больше всех понравился?
Мне понравилось несколько городских программ. Я считаю, Чапаевск традиционно очень интересные программы делает. В этом году сделал интересную программу Кинель. Тольятти блеснул.

Скажите, а советское наследие прошло? Это когда цех, чтобы победить в соцсоревновании (там был пункт - удачно выступить с художественной самодеятельностью), нанимал профессионалов, и те демонстрировали «заводские» успехи.
Без этого, конечно, не обойдешься. Но не все могут. Кто поедет за 300 километров, какой профессионал? Этим грешат те, кто вокруг центра губернии.

Вы наказываете?
Тут сложно наказать.

Лица-то все - вот они.
Никуда это не денешь, это, наверное, образ мышления наш, как бы мы ни старались его каленым железом выжигать. Мы после каждой программы делаем анализ, говорим о недостатках, конечно, говорим: ребята, мы же знаем, кто у вас выступает...

Хороший фестиваль - это когда закрывается занавес этого и уже начинаешь делать следующий. Будут какие-то изменения?
Я думаю, они будут обязательно. Сейчас все ждут, как в конце декабря обозначит следующий год президент, как год именоваться будет. Тогда все районы начнут на это ориентироваться, выстраивать свои программы.
И еще. У нас Отрадный уже второй год подряд показывает спектакли. Они пригласили Виктора Трегубова, очень талантливого режиссера, и он там делает хорошую продукцию. Он сам фанат и вокруг себя собрал людей фанатичных, но у нас в положении нет спектакля, есть театрализованное представление, есть концертная программа. Сейчас мы начинаем думать: может быть, включить еще и спектакль.

И спектакли тут же закроют все остальные направления самодеятельного творчества.
Вот в этом и беда, я об этом все время говорю. Цель фестиваля - показать не один коллектив, а всё лучшее, что на этой территории есть.

Что же, будем ждать, что следующий фестиваль не через три года.
Будем надеяться.

Записала Елена ПОЛЗИКОВА

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 28 апреля 2022 года, № 9 (230)

Культура Самарской области

Previous post Next post
Up