Воспоминания о власти

Feb 20, 2022 11:09

Герман ДЬЯКОНОВ *

В 1980 году, за пару недель до смерти Высоцкого, я окончил трехчасовые курсы политической этики. Занятия состоялись в автобусе, который вез сорок студентов политеха и двух «смотрящих» преподавателей на двухмесячные сельхозработы.

Моим напарником был сын тогдашнего замминистра одного из союзных министерств. Вот тогда-то я познакомился с двумя противоположными формулировками одной латинской пословицы. Первая известна всем: то, что может делать Юпитер, быку запрещено. Вторая читается вовсе наоборот: Quod licet bovi non licet Jovi.
Это мы с вами, люди простые, как молодой редис, и незатейливые, как грабли (украдено у О`Генри и чуть переделано автором), думаем, что им можно всё. Фигушки. Оказалось, что, по крайней мере в советские времена, министр А мог дружить только с министрами Б, В и т. д. Ни один министр не должен был иметь внеслужебные отношения ни с первым, ни тем более со вторым замом, причем не только другого, но даже (опять-таки «тем более») своего министерства. И прежде чем прийти во власть, надо с этой политической этикой ознакомиться.
Эта ветвь науки гласит, что мы должны говорить об этике политики, «так как речь как раз идет не о политизированной, поставленной на службу политике этике, а, наоборот, о вопросе, мотивированы ли и каким образом в политике этические принципы (основы), нормы (законы и правила) и добродетели (установки и диспозиции отношений)».
Как бывает чаще всего, неэтичность поведения со стороны «шишек» повсеместно осуждается, тогда как зачастую хамское поведение с «нашей» стороны в их направлении описывается как умение вести себя решительно и добиваться своего. Так что палочка-то о двух концах. Хотя ресурсы у этих сторон несопоставимы.
Хочется процитировать К. Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно», но толку-то никакого не будет. Потому что наша цель - жить нормальной, обычной жизнью, и для этого мы создали Государство, развели разных там министров, платим им зарплаты с наших доходов; их задача - работать не во вред нам. Хотя бы так.
Наяву же видится, что чиновники разных уровней сидят на своих рабочих местах в ожидании покашливания Президента или более сурового стимула начальника неважно какой губернии. И только потом уже бегут к населению с восклицаниями: «Да что же вы раньше ж не сказали же ж!» Хотя могут и поругать, пока Первый не видит.
Кто прав, так это Воланд: все мы - «обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».
Зачем я всё это написал? В детстве те, кто хорошо играл в футбол, гонял мяч даже во сне. Сёма Лиф играл на скрипке и делал это хорошо, потому что умел. Игорь и Жора умели рассказывать чудесные истории. Зато человек с оперативным псевдонимом «Бегемот» ничего делать не умел, и поэтому командовал всеми во дворе. Потом он вышел в большие люди, научился говорить, что моментально всё сделает, и прочие уместные слова. Но делать что-нибудь так и не научился.

* Специалист по теории информатики

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 17 февраля 2022 года, № 4 (225)

Социология культуры

Previous post Next post
Up