Да, именно так, с любовью к Богу и к людям, написана книга Сергея Чекунова «Гаврилова поляна» **. Посвящена она памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и жертв массовых политических репрессий 1930-1950-х годов.
[Spoiler (click to open)] Собирая документальный материал для будущей книги, Чекунов не только работал в архивах, но и неоднократно бывал в селе Гаврилова Поляна, изучал окрестности, записывал воспоминания старожилов, выживших заключенных и бывших конвоиров ОЛП № 1. Опираясь на немногочисленные достоверные сведения, документы и устные свидетельства очевидцев, автор ведет два параллельных повествования: об историческом прошлом нашего края и о жизненном пути отца Иоанна. Накануне Пасхи 1950 года в Духовной академии им была написана кандидатская диссертация на тему «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». За несколько дней до защиты диссертации донос на него написали трое священнослужителей, обвинявших отца Иоанна в том, что тот ведет антисоветскую агитацию среди молодежи и не благословляет вступать в комсомол. Арест и три тюрьмы - Лубянка, Лефортово, Бутырка. В уголовном деле масса грамматических и фактических ошибок, перевранные фамилии, искаженные обстоятельства. 22 августа 1950 года было утверждено обвинительное заключение по статье 58/10. Приговор: семь лет с отбытием наказания в Каргопольском исправительно-трудовом лагере, на лесоповале. Поначалу отец Иоанн ходил в подряснике, когда же тот истлел, облачился в тюремную робу. Любовь к Богу и к людям определяла всё его поведение, светилась в его глазах во взаимоотношениях и с политическим заключенными, и с уголовниками, и с лагерным начальством. Он все чаще болел, начал слепнуть. Пятнадцать заполненных больными зеками товарных вагонов были отправлены в Куйбышев. Неподалеку от перрона всех раздели, обыскали и повели по улицам в сторону Волги. Отец Иоанн на всю жизнь запомнил стоявших на тротуаре детишек и юную воспитательницу, твердившую им, словно урок политграмоты: «Вот, дети, смотрите, враги народа идут! Враги народа идут!» Малыши, картавя вразнобой, выкрикивали вслед за ней: «Вляги! Вляги!..» Самарская Лука в то время была местом глухим, в том числе и поэтому в 1939-1954 годах на ней был размещен Отдельный лагерный пункт с бараками и вышками по его периметру. Сюда отправляли лишь заключенных в ослабленном состоянии, с легочными болезнями вроде туберкулеза или инвалидов без рук, без ног. Численность контингента - около семи тысяч заключенных. Они сами вымостили белым камнем дорогу к лагерю, вдоль которой вскоре появились первые захоронения. «Русская золотая осень радует и ободряет всех! У меня все благополучно», - писал отец Иоанн 21 октября 1953 года. Все его письма с Гавриловой поляны проникнуты заботой о близких. Постепенно обживаясь в инвалидном лагере, отец Иоанн приступил к негласному духовному наставничеству. Сергей Чекунов цитирует в своей книге воспоминания одного из заключенных, Анатолия Левитина-Краснова: «В бараках - старики, доходяги. Лагерь заброшенный. Почти не кормят. Никаких удобств. Отец Иоанн человек по натуре добродушный, несказанно мягкий, все мирское ему чуждо. Он священник и инок с головы до пят. Об источнике радости в жизни он говорил так: «Я в трех тюрьмах сидел. Глядя на меня, разве скажешь это?» В лагере он, впрягшись в санки, возил на себе воду. Много молился. Начальство без конца его допекало. Приставили к нему наблюдателя - толстого придурка из проворовавшихся хозяйственников». Охранники постоянно издевались над осужденными по 58-й статье, называли их болтунами: мол, не были бы дураками, не мололи ли бы языками - жили бы тихо-спокойно, как все. Кстати сказать, уголовников в лагере было меньше, чем политических. Все сидели вперемешку. В лагере - с десяток бараков, в каждом - нары в два яруса, две печки из бочек, на одного заключенного меньше квадратного метра, многие спали на голых досках, матрасы с соломой считались роскошью. Клопов и вшей столько, что не помогали четырехдневные серные окуривания. Вшей с белья вываривали в обеденных котелках. Когда зимой в бараке топили печь, с потолка капала вода, стены покрывались инеем. Люди возвращались с работы мокрыми, не успевали обсушиться и мокрыми же шли на работу на следующий день. Ближе к лесу - двухэтажный цех выделки кожи. Рядом с ним цех производства валенок и швейный, в нем шили рукавицы для строителей ГЭС. В сетевязальном цехе плели сети и корзины, в прядильном - делали веревку, в мастерской - приборы для письма из дерева и камней. Земляные работы, лесоповал, лесопилка. Штрафные работы в известковом карьере. Сотни заключенных умирали от голода, холода и болезней. Зимой трупы складывали у специально отведенного барака, на телеге отвозили к подножью Белой горы и сбрасывали в общую безымянную могилу. В феврале 1954 года Татьяна Михайловна Крестьянкина втайне от брата подала кассацию о пересмотре его дела и вскоре получила отказ. Отец Иоанн так писал об этом: «Хлопоты, предпринятые моей сестрой, я считаю излишними, а какое-либо добавление к ним со своей стороны - совсем ненужной затеей». Его дыханием, сердцебиением, его жизнью стала в эти годы молитва. Свобода пришла к отцу Иоанну неожиданно, досрочно, в праздник Сретения Господня. 15 февраля 1955 года его вызвали в лагерное управление и вручили документы об освобождении. Был ослепительно солнечный день! Вскоре Отдельный лагерный пункт № 1 на Гавриловой поляне был закрыт, а уже через год на его месте начала работать лечебница для душевнобольных. Архимандрит Иоанн скончался в 2006 году, в день памяти святых новомучеников и исповедников российских. Несколько месяцев назад митрополит Тихон (Шевкунов) начал процесс подготовки к его канонизации.
Я разбужу тебя дождем…
«Бежать за ливнем» *** - так называется вышедший тиражом всего лишь в 120 экземпляров четвертый поэтический сборник Людмилы ХАУСТОВОЙ. На 160 страницах - поэзия самых разных жанров: и стихотворения для детей, и гражданская, и любовная лирика разных лет.
Я разбужу тебя дождем Прямым и сильным. И нам захочется вдвоем Бежать за ливнем, Чтоб по спине и по щекам Вода стекала, А нам, как молодым богам, Все было мало! Чтоб от холодных звонких струй Горело тело, И был горячий поцелуй Смешным и смелым…
Лауреат ряда конкурсов поэзии и песни, Людмила Хаустова публиковала поэтические произведения в многочисленных коллективных сборниках, в «Невском альманахе», в литературном журнале «Русское эхо». В 2013-2019 годах она руководила литературно-творческим объединением «Лира». На ее стихи Евгением Митрофановым, Эвелиной Глазковой, Валерием Ремневым, Наталией Гражданкиной написано более трех десятков песен. В наши дни о судьбах Родины пишут многие. Но все меньше поэтов, творчество которых проникнуто не привычным набором патриотических лозунгов, а тем, что принято называть высокой гражданственностью. Ну, а любовная лирика Людмилы Хаустовой соткана не из слов, а из чувств, переживаний, откровений. Каждая строка напевна и мелодична, как вздох, как выдох. В этих стихах все знакомо, все ощутимо, объяснимо и необъяснимо. Узнаваемы сбивчивое от волнения дыхание и ощущение весны в душе, словно майский прохладный ветерок коснулся тебя своим поцелуем. Евгений Чепурных определяет творческую манеру Людмилы Хаустовой как «лирическое неравнодушие», уточняя, что в ее поэзии глубоки до замирания сердца отражающие характер и судьбу автора неравнодушие, искренность и лиризм.
На Волге - светлый день и вольный ветер! Вдали плывут неспешно облака. И кажется мне: нет реки на свете, Что так же полноводна, глубока. В ней от самой природы величавость, Свободная славянская душа. Течет она сквозь вековую давность Своей дорогой плавно, не спеша…
В наши дни поэт вне столицы, вне гламурной тусовки обречен на так называемую широкую известность в узких кругах. Людмила Николаевна Хаустова по этому поводу не комплексует. Она живет в собственном художественном мире, знакомство с которым оставляет очень теплое, по-настоящему душевное ощущение.
* Кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей, Союза писателей и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии». ** Чекунов С. Гаврилова поляна. - Самара: Русское эхо, 2021. - 240 с. *** Хаустова Л. Бежать за ливнем. - Самара: Инсома-пресс, 2021. - 160 с.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 декабря 2021 года, № 23 (220)