Египетская и античная коллекции Альфреда фон Вакано. Открытия продолжаются
Dec 02, 2021 12:27
Валентина ЧЕРНОВА 1
В год 170-летия Самарской губернии и в канун 125-летия со дня основания художественной коллекции Самарского художественного музея в его стенах открывается выставка произведений античного и древнеегипетского искусства из собрания Государственного Эрмитажа.
Существует представление, что профессия музейного сотрудника - скучная, бумажная, пыльная. Можно сказать, они - знатоки умершего прошлого, не случайно в Италии музеи называли «кладбищем прошлых культур», но в этой профессии есть и элемент путешествия в прошлое, и элемент первооткрывательства. В начале девяностых годов прошлого века, когда в стране жизнь текла весьма причудливо, в музее особенно остро чувствовалось, что атмосфера переполнена памятниками ушедших и уходящих цивилизаций. Россия стала другой, без советской идеологии, и нам, историкам культуры, стало интереснее изучать ее дореволюционное прошлое в старой Самаре. В 1991 году у меня состоялась стажировка в восточном отделе Эрмитажа, и после моего сообщения о «самарском Востоке» возник интерес к нашим коллекциям. В ходе подготовки к научной конференции «Роль географического общества, общественных организаций, императорской семьи и частной инициативы в формировании коллекций искусства Востока в России конца XIX - начала XX века», проведенной по инициативе ведущих сотрудников Эрмитажа, мне удалось подробно познакомиться с архивами Самарского общества археологии и этнографии. Самым интересным стал отчет Веры Владимировны Гольмстен 2 о создании этнографо-археологического музея: «Организация музея началась в мае 1920 года. В основу музея вошла обширная коллекция собрания бывшего владельца Жигулевского пивоваренного завода Альфреда Филипповича фон Вакано, переданная Обществу Самарским Совнархозом, вследствие настойчивых усилий Общества археологии, истории и этнографии. Коллекция эта состоит из 550 номеров и содержит предметы археологии, этнографии и прикладного искусства».
Супруги Вакано во время путешествия по Египту
[Spoiler (click to open)] Она написала, что наиболее ценную часть собрания представляют предметы египетской культуры, подлинность которых подтверждена свидетельством из Каирского музея за подписью Гастона Масперо. Подбор предметов этой коллекции таков, что дает полную иллюстрацию по вопросу культа и мифов Древнего Египта. В состав коллекции входили части саркофагов из дерева и папье-маше, части одежд мумий и другие принадлежности погребального ритуала, такие как деревянные статуэтки, часть которых составляют сцены, фаянсовые ушебти 3, глиняные сосуды, канопы из известняка. Ценными представляются бронзовые статуэтки Осириса и Исиды. Гольмстен также отметила, что другую археологическую часть коллекции того же собрания представляют предметы из южнорусских, греческих колоний. Здесь имелись образцы различных сосудов (чернолаковой и расписной керамики), глиняные светильники, стеклянные леечки, бальзамарии, части терракотовых статуэток, глиняные гротески.
Ушебти *** После конференции возникла необходимость дальнейшей работы с архивом археологического общества в поисках сведений об Альфреде фон Вакано, владельце Жигулевского пивоваренного завода, коллекционере и путешественнике. Удалось выяснить, что в ходе упразднения Общества археологии и его музея часть экспонатов отправили в Эрмитаж. Помогла встреча с ведущим научным сотрудником отдела Востока Эрмитажа Александром Яковлевичем Каковкиным 4. В статье «Новые сведения о последнем поступлении в Россию памятников из Египта» он сообщил, что в начале марта 1931 года в Эрмитаж поступило более 230 разнообразных произведений (камень, металл, ткани...) из музея упраздненного ранее самарского Общества археологии, истории и этнографии. Когда груз вскрыли, то сотрудники Эрмитажа установили, что четыре вещи - подделки, более двадцати - работы греческих мастеров, более тридцати относились к коптскому (христианскому) периоду истории Египта, остальные оказались продукцией египетских мастеров более ранних эпох. Поскольку Каковкин был также коптологом, он особо выделил подвесной масляный светильник в виде рыбки с изображением коптского креста на ее боках. Самым интересным были сопроводительные документы в виде двух листов плотной бумаги желтоватого цвета (42 х 33,5 см) с одинаковыми водяными знаками. На одном из них типографский гриф на французском языке «Служба древностей №» и «Дворец Гизэ», на другом - «Генеральная дирекция службы древностей №» и «Каир». Первый лист, заполненный с двух сторон рукописным текстом по-французски, датирован 25 июля 1911 г. Второй, также с рукописным текстом, на лицевой стороне имеет дату 10 мая 1913 г. Эти листы были официальными документами-сертификатами на приобретенные чиновником городской управы Самары господином Александром Константиновичем Клафтоном 5 памятники при распродаже в египетском музее в Каире. Большую часть памятников Клафтон приобрел не для себя, себе купил лишь несколько вещей. В документах изложены сведения о происхождении и времени создания значительной части памятников и указаны цены, по которым они были приобретены: за фигурирующие в документах 148 произведений было выплачено 3 702 египетских пиастра. А. Каковкин констатировал, что приобретение в 1911 и 1913 гг. памятников для музея в Самаре было одним из последних значительных поступлений художественных произведений из Египта в Россию.
Изида с Гором *** В 1997 году Самарский художественный музей подошел к столетнему юбилею со дня основания коллекции. И тогда Государственный Эрмитаж любезно предоставил часть коллекции Вакано для временного экспонирования. Тогда же конференцию в Самаре с сообщением о судьбе древнеегипетского саркофага из коллекции Альфреда фон Вакано посетила Светлана Измайловна Ходжаш (1923-2008), египтолог из ГМИИ имени Пушкина. Она нашла в архиве музея ГМИИ письмо заместителя директора Куйбышевского областного художественного музея Николая Бакшаева, датированное концом 30-х годов: «На ваш запрос о саркофаге, находящемся в Куйбышевском областном музее краеведения, сообщаю следующее: саркофаг поступил в музей в период революции, в числе экспонатов, конфискованных у местных буржуев, и точного паспорта не имеет. Известно, что вывезен из Египта в 90-х годах прошлого столетия. Мумии в саркофаге не было. Дерево имеет значительные разрушения в нижней части. Левкас и роспись на 30/40 % разрушились. Лучше сохранилась лицевая часть. Размер саркофага: длина 210 и ширина 65, высота (толщина) 53 см (грудь и ноги). При надлежащей упаковке возможна транспортировка». К сожалению, этот саркофаг в ГМИИ не поступил, он куда-то пропал. Существует несколько версий его дальнейшей судьбы.
Экспозиция музея Общества археологии, истории и этнографии при Самарском университете
Удивительные информационные открытия по поводу коллекции Вакано продолжились в 2003 году. В тот год страна масштабно праздновала 300-летие Санкт-Петербурга. И именно в тот год к нам в Самару приехали потомки Вакано. Вообще-то они прибыли вначале в Петербург, а потом самолетом в Самару. Помню, как суматошно в ближайшем магазине покупала пиво «Вакано» в подарок, даже не подозревая о том, какой же привезли подарок дорогие гости. Они подарили нам диск с фотоархивом Вакано! И сейчас можно увидеть на фотографиях пивного короля в Египте. В данной статье впервые публикуются фото путешествий Вакано. В 2004 из ГМИИ прибыла передвижная выставка «Британская гравюра XVIII-XIX веков». Коллеги из Москвы, приехав в Самару, сообщили, что в отделе Древнего Египта начали ремонт, перебирается архив отдела и там нашлась старая машинописная рукопись, исторически связанная с Самарой. С. И. Ходжаш передала для меня, как исследователя коллекции Вакано, потертую и коричневую от времени рукопись от 1928 года под авторством Рафаила Гикова 6 и Артемия Экка 7. Судя по биографиям авторов рукописи, они были тогда студентами старших курсов. ГМИИ отправил их на музейную практику в Самару с заданием описать и сфотографировать египетскую коллекцию в Археологическом музее. Было сделано 17 фотографий, а также описана часть экспонатов. Долго не доходили руки до исследования рукописи. Текст был потерт, буквы, в прошлом фиолетовые, а ныне бледно-розовые, с трудом читались на пожелтевшей бумаге. Машинописная рукопись с вклеенными фотографиями была сдана в Египетский отдел ГМИИ и хранилась до 2004 года. Интересно было рассматривать выцветшие до желтизны фотографии и наконец-то увидеть облик таинственно исчезнувшего саркофага. Недавно рукопись мной была исследована, собраны биографические сведения про авторов, в условиях пандемии можно было не спеша текст перепечатать в современный формат; фото оцифрованы, обработаны в Photoshop. Часть вышеперечисленных экспонатов египетской коллекции и античного Причерноморья из собрания Вакано представлена сейчас на выставке в СОХМ. *** Мы часто любим говорить о причудливых судьбах отдельных людей. Но не менее удивительными и невероятными бывают судьбы коллекций и отдельных произведений искусства. Коллекция Альфреда фон Вакано разнообразна. Она включает не только археологические памятники Древнего Египта и античного Причерноморья, но и произведения буддийского и мусульманского Востока. Думается, у нас впереди еще будут открытия!
1 Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея. 2 Гольмстен Вера Владимировна (1880-1942) - организатор Общества археологии, истории и этнографии при Самарском университете. Под ее руководством в Самаре был создан Археологический музей. 3 Ушебти («ответчики») - статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилу для выполнения любых обязанностей по отношению к умершему. 4 Каковкин Александр Яковлевич (1938-2015) - искусствовед, египтолог и коптолог. Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела ВостокаЭрмитажа. 5 Клафтон Александр Константинович (15 декабря1871, Вятка - 23 июня1920, Омск) - общественный и политический деятель, журналист, ценитель и знаток восточных культур. В Египте в 1911 г. приобретал произведения древнеегипетского искусства для Альфреда фон Вакано. 6 Гиков Рафаил Борисович (1905-1946). Занимался фотографией, снимался в эпизодических ролях в фильмах Ялтинской кинофабрики ВУФКУ. В 1924 году поступил на актерское отделение ГТК (с 1938 - ВГИК), в 1925 перевелся на операторское отделение. В 1929 окончил операторский факультет кинотехникума. С 1929 - оператор, в 1932-1946 - режиссер ЦСДФ. Во время войны фронтовой кинооператор, режиссер-оператор, начальник фронтовых киногрупп Центральной студии кинохроники на Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском, Забайкальском фронтах. 7 Экк Артемий Александрович (1905-1943) - очеркист, детский писатель. Окончил отделение искусствоведения историко-этнологического факультета МГУ (1930). В студенческие годы увлекся искусством кино, вел большую методологическую работу с детьми. Одновременно занимался журналистской работой, писал статьи о скульптуре, живописи.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 25 ноября 2021 года, № 22 (219)