Испытание сентябрем

Sep 09, 2021 12:19

В давние времена, когда мы всей страной регулярно смотрели в телевизор, мой старший товарищ - лучший на куйбышевском телевидении всех времен - на занудный вопрос: «Когда вы, наконец, начнете снимать передачи для меня?» совершенно честно отвечал: «Никогда». А я, не веря столь пессимистическому исходу, продолжал и продолжал спрашивать.
Я давно не смотрю телепрограммы и уверился в абсолютной безысходности полученного когда-то ответа. И вдруг мне предлагают побывать на фестивале, который практически целиком - для меня. И не где-то, а в Самаре, и не когда-то, а в текущем сентябре. Я имею в виду фестиваль искусств имени Дмитрия Шостаковича. «Заработало?» Неужели?
Музыка, которую я слышал практически только в цифре. С исполнителями сложнее, однако нужно признать, что обошлись без Паваротти, но через одного - Доминги. Я не хотел никого обидеть и с равным пиететом отношусь к обоим, но всё-таки первый - Бог, а второй - Мастер.
И вдруг как обухом по голове: цены на билеты в моем любимом театре одним махом снизили на 70 %. Это прекрасно, что снизили: залы должны быть наполнены до предела, установленного высшей человеческой инстанцией - Роспотребнадзором, но почему цены были задраны изначально?


[Spoiler (click to open)]
Я никогда не был сторонником простенького: «Ну и дураки вы тут все» (потому меня частенько поругивали за любовь к конспирологии - «всё куда проще, старик»). Видимо, этот прекрасный фестиваль еще и испытание для Самары. Неконсерваторской Самары. Почти наверное, организаторы фестиваля ориентировались на опыт городов, в которых есть питательная прослойка профессиональных музыкантов, будущих профессиональных музыкантов и профессиональных любителей музыки (да чего там - искусств в целом). Та, которая есть в Саратове, Нижнем, Казани. В Самаре ее нет - взяться неоткуда. А жить хочется содержательно.
И как бороться за эту содержательность? Филармонические реалисты, понимая, что для борьбы в условиях сложившегося набора культурно-музыкальных институций нужны немалые ресурсы и недюжинная политическая воля, ежегодно предлагают ограничиться набором «редко исполняемых на р-р-родине» сочинений Чайковского, Рахманинова и Прокофьева. А что они могут сделать одни?
И вот 22 концерта/спектакля за 16 дней в двух тугоухих городах - Самаре и Тольятти. Выдержим ли мы этот марафон? И хватит ли энергии 200-300 музыкальных фанатов для того, чтобы Власть сделала из итогов фестиваля мудрые выводы?
Почему я начал до окончания фестиваля? Потому что уверен: основные ошибки уже сделаны и если о них написать заранее, то не удастся свалить вину на неожиданные обстоятельства.
22 за 16 - много. Если с непривычки пять раз в день есть белужью икру - испортишь желудок. Это раз.
Фестиваль всегда - итог длительной каждодневной работы по формированию музыкального вкуса. Работы, которой в требуемом масштабе никто не занимается. А тут - сложнейшие тексты середины и второй половины ХХ века. Это два.
Парадоксально без устали подчеркивать близость Шостаковича и Самары, но при этом минимизировать участие местных музыкантов в фестивале. Даже концерт к 80-летию создания Шостаковичем Союза российских композиторов в Самаре не включен в программу, хотя и проходит в фестивальные дни. Этот парадокс со знаком «минус» способствует профессиональному размежеванию на «своих» и «чужих». Это три.
И четвертое. Уверен, что никто не ожидал, что фестиваль станет способствовать превращению академического театра оперы и балета в посмешище. Это оплеуха всем: и театральным людям, и верным зрителям, осознавшим и степень пофигизма начальников, и уровень беспомощности действующих структур. Но только ли театр в его нынешнем состоянии виноват в конфузе? Неужели учредители не догадывались о том, что театр, не занимающийся организацией концертной деятельности (которая совсем не прокатная для театра-дома), не сдюжит в главной роли организатора фестиваля? А ведь первый звонок прозвучал уже в начале августа, когда стало ясно, что огромное число проблем еще и не начинало решаться.
Похоже, первый тайм мы уже проиграли. Всухую. Но, надеюсь, опыт 52-го года не повторится. Забыли? Напомню. После поражения на Олимпиаде советских футболистов от «злобных» югославов «лучший друг физкультурников» распорядился распустить сборную. «Из сердца вон и с глаз долой».
***
За всё сказанное - я в ответе. Вернемся к разбору полетов 27-го, когда фестиваль завершится. А пока - ловите момент и до встречи в зрительном зале.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 сентября 2021 года, № 17 (214)

Культура Самары, Культурная политика

Previous post Next post
Up