Про Банши и Симурга

Jul 01, 2021 11:38

Рубрика: Habent sua fata libelli *

Герман ДЬЯКОНОВ **

В моей личной табели о рангах мировой литературы писатели, имеющие первый класс, соответствующий канцлеру среди гражданских или фельдмаршалу среди военных чинов, буквально кишмя кишат. Увы, благодаря урокам литературы и сочинениям о типичности и особенностях того или иного персонажа из русских там только Пушкин и Гоголь. Может, еще «Ильфопетров», как мне слышалось в глубокой пучине детства. А зарубежных письменников там обильно. Это Умберто Эко, Герман Гессе, Карел Чапек, множество иных.
Не на последнем месте Хорхе Луис БОРХЕС. И вовсе не «Садом расходящихся тропок» он заслужил свое почетное звание. Глубочайшие аналитические эссе, критические очерки, посвященные литературе, в том числе и «вечным книгам», - вот что привлекает нас к его творчеству.
Грациозность его малоформатных текстов неоспорима. Но об одной книге хочется сказать особо. Думаю, большинство из вас прочитали хотя бы некоторые описания из «Книги вымышленных существ». В ней 120 рассказиков про ту живность, которая создана воображением народов или вполне конкретными людьми.
Наш бестиарий открывает прозрачное маленькое существо по имени А Бао А Ку, которое спит на нижней ступеньке винтовой лестницы Башни Победы и чувствует все оттенки человеческой души, реагируя на них цветом своего тельца. Чем благороднее восходящий человек, тем выше поднимается ставший голубым «индикатор». Но «за многие века А Бао А Ку поднялось на балкон всего однажды».


Проблеме двойника в разных литературных источниках посвящено эссе с тем же названием. Там упомянуты их создатели: Стивенсон, Достоевский, Готорн, Джеймс и другие. В числе двойников есть выходцы из легенд и даже Дориан Грей со своим необычным alter ego.
Борхес рассказывает нам даже о первой жене Адама Лилит. Была она змеей, причем не только в переносном смысле, как это говорится у нас, у мужчин всех времен и народов, а просто змейкой красоты неземной. Именно она и подсунула Еве то самое одиозное яблочко.
А если прочитать о существе, придуманном К. С. Льюисом, то станет ясно, откуда проистекают сценарии о столь обожаемых в кино зомби и мертвецах, которые являются гурмэ до такой степени, что, окромя человечьих мозгов, кушать ничего не могут.
Конечно, это не первый в истории бестиарий даже и в отношении «несуществующих существ». Меня, например, восхищает «Физиолог», анонимный древнегреческий трактат. В древнерусской литературе бестиарии именно так и назывались. Но особую ценность «Книге…» Борхеса придает некая наукообразная форма изложения. Некоторые разделы оттуда представляют собой цитаты из первоисточника, если таковой существует и является единственным для рассматриваемого «животного».
Ни с чем не сравнимая по широте и универсальности эрудиция Хорхе Франсиско Исидоро Луиса Борхеса Асеведо вызывает неодолимое желание взяться за прочтение всех книг из корпуса мировой литературы. Но его уже не догонишь. По его собственному признанию, он стал писать (не просто научился это делать!) в шесть или семь лет. И с тех пор восемь десятков лет создавал шедевры, по размерам не превышающие пару-тройку страниц. Это как бриллиант. Он не обязан поражать нас размерами.

* Книги имеют свою судьбу.
** Специалист по теории информатики.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 24 июня 2021 года, № 13 (210)

Мифология, Литература

Previous post Next post
Up