РАБСТВО СВОБОДЫ - ВСЁ-ТАКИ УЖЕ НЕ СОВСЕМ РАБСТВО

Nov 14, 2011 21:07

Добрый вечер. С вами я - Виктор Долонько - в «Трудный понедельник». В программе, автор которой убежден: для того, чтобы стать нравственным, нет совершенно никакой необходимости быть несчастным, а вот верить лучше всего молча, не мешая другим усердно молиться.

***

На первый вопрос, который я получил ещё до того, как вывесил анонс программы: «Есть ли альтернатива насаждаемому государством православию?» - можно ответить односложно: нет.

В том смысле, что нынешняя светская власть в постсоветской России не имеет никакой собственной идеологии, способной составить конкуренцию какой-либо идеологии религиозной - христианской, мусульманской, иудейской, буддистской - не имеет значения.

В самом вопросе есть лукавство, касающееся «насаждения» религии. Это не так. Государство, которое занялось бы «насаждением» какой-нибудь религии, могло претендовать на отношение к себе как к институту, озаботившемуся проблемами морали, поисками смыслов, будущим, в конце концов.

Это государство можно было бы начать критиковать, приводить контраргументы, доказывать, что в многонациональной, многоконфессиональной стране, на территории которой издревля в мире и относительном добрососедстве проживают народы с различными укладами культур, опасно вести политику насильственного воцерковления.

Это можно было бы делать, но современное государство ничем таким не занимается. Оно, элементарно, не считает необходимым участвовать в формировании - как это в бюрократических циркулярах прописано - «качеств человеческого капитала». Я не сожалею о временах обязательного политпросвета с мантрами про моральный кодекс строителя коммунизма, я мечтаю о том времени, когда о моральности поступков представителей государственных структур можно будет говорить и без смеха, и без клокочущего гнева.

А на фоне пассивности современного государства в любых вопросах - кроме самообогащения и обеспечения собственной безопасности - любое активное действие любой из церквей выглядит «насаждением».

Я не говорю сейчас и о необходимости «национальной идеи». В её поисках, наверное, есть смысл, но надеяться, что поиски эти, прими они массовый характер, поспособствуют в настоящее время сплочению народонаселения в нацию - бессмысленно. Ничего не получится. Нельзя освоить интегральное исчисление без знания элементарных правил арифметики. До национальной идеи нужно попытаться убедить людей: для того, чтобы выжить, нужно начать трудиться. Дело делать - рабочее, крестьянское, юридическое, преподавательское, врачебное. Д-е-л-о.

И доказывать нужно не проповедями, а жизненными примерами.

Вот слушаем мы «айфончика», который как заезженная пластинка талдычит: нужно сократить число студенческих мест на специальностях «юриспруденция» и «экономика». Не нужно. В стране повальной юридической неграмотности и экономического невежества - не нужно. Тем более, что главная абитуриентская очередь выстроилась на специальность «на три буквы» - ГМУ - государственное и муниципальное управление.

Потому что общественная мораль формируется с оглядкой на практику. А какова практика? Нельзя «подняться» (то есть обеспечить потребности и защитить себя и своих близких), честно трудясь, - только, если удастся пристроиться к вентилю, а - ещё лучше - к чиновничьему креслу.

Нынешние системы - и государственно-политическая, и экономическая - построены «троечниками», к труду (в первую очередь, к управленческому) неспособными и стремящимися накормиться с любого активного действия гражданина, который воспринимается ими как «подданный». Один высокопоставленный самарский чиновник, которому предложили руководящий пост в одной из крупных местных компаний, отказался, объяснив: «Витя, я разучился работать, я умею только распределять».
Показательно, что граждане в массе своей соглашаются с нехитрой схемой, стремясь попасть в число избранных даже ценой отказа от моральных принципов. Самые деятельные же не считают необходимым вступать в непримиримую борьбу с аморальным государством и, не обращая внимания на насмешки в свой адрес, всё-таки продолжают работать, уводя своё Дело в «тень». Сейчас в этой «тени», по подсчетам Всемирного банка, 45% реальной российской экономики. Ещё чуть-чуть и государство-«паразит» рухнет само, по формуле так ненавистного «гаранту» Карла Генриховича Маркса.

Церковь в этой ситуации - институт, пытающийся спасти общество от очередного взрыва. Спасает она без какого-либо заметного результата - гнилостные процессы не могли не затронуть и церковь. И в ней на каждого Владимира Вигилянского и Георгия Митрофанова есть в десятки раз больше разнообразных чаплиных да кураевых.

Образцов современных у церкви практически нет, а исторические примеры мало кого убеждают - ведь с историей всегда вели себя как с девкой по вызову, а последние двадцать лет - ещё и с особым цинизмом. Без современных же образцов разговор о морали не клеится. Да и иерархи в значительной массе - хозяйственники, беспокоящиеся о своем бизнесе, а не о душах.

И от кого «ждать избавленья»? Только от себя. Начать доверять себе, своим чувствам, своему опыту, своей способности не совершать подлости. Затем - научиться доверять близким, семье, товарищам. Доверять, а не уверовать, и не печалиться от того, что быстрый результат не достижим.

Не поддерживать воров, не покупаться на их обещания. Но и помнить - если кто-то утверждает, что способен вывести вас из тупика, то обязательно найдется другой, который вернет вас обратно.

***

В тупик ничегонеделания, где живут разнообразные «глюки». Это я подошел к ответу на второй вопрос: «Что мешает Вам забыть о Гельмане как о вчерашнем снегопаде, особенно, если улицы так и не завалило, несмотря на прогноз?»
Отвечаю. Вначале с легкостью необыкновенной я удовлетворился моделью «Культурного альянса» как такого нового явления Бендера со товарищи. Плюнуть и забыть - аферисты, зато веселые. Какой от них вред? Насмешат - и ладно.

Пока аферисты не начали стекаться уже не умозрительно, а «вживую». И мой товарищ, неизменный собеседник по «Трем Богатырям» Валерий Бондаренко обратил внимание, что к ватаге милого, доброго и справедливого героя, любимца всего народа российского эта компания отношения не имеет, а больше похожа на пародийный слепок со свиты Воланда.

Есть пророк, с претензией на афористичность, но не дружащий с логикой и правилами грамматики, что, впрочем, не мешает ему увлечь молодежь переходного, тридцатилетнего, возраста. Переходного - из состояния революционеров с именами Делеза, Жижека и Дебре на устах - в добропорядочные буржуа, пытающиеся из своих эстетических пристрастий делать бизнес. Эти «стареющие юноши» на любую критику Гельмана гундят о том, что и «Иисуса вначале большинство отвергло».
За пародией на Мессира, между тем, прибыл преодолевший былую субтильность «Коровьев», немедленно подписавший договор о сотрудничестве. Вскорости ожидается «Азазелло» - как только освободиться от забот с премьерой «Горя от ума». Там и «Гелла» с «Бегемотом» подскочат.

Похоже, готовится «Сеанс черной магии» - мероприятие с точки зрения прочистки мозгов участвующих наиполезнейшее, но лучше, уж, знаете на ошибках других, чем на собственных. Да и никто не сможет в точности утверждать, что Мессир будет спокойно взирать на то, как его неталантливо пародируют. И неизвестно, какая в этот раз судьба уготована новейшим варенухам и лиходеевым.

Больше о шлёп-компании - ни слова. Но теперь, во всяком случае, никто не сможет упрекнуть, что «их не предупреждали».

***

На третий вопрос: «Что ждет нас при свободных выборах?» - я уже отвечал не единожды, но раз есть запрос, значит, ответ был не столь выразителен.

«Свободные выборы»? Это какие? Когда каждый человек голосует, исходя из своих представлений об устройстве государства, о законодательстве, об экономике, о культуре, образовании и так далее? Если вы считаете именно таким образом, советую вам, выйдите из дома, походите по улицам родного города, лучше поздним вечером, постойте в очередях, потолкайтесь в местах массовых собраний. Прислушайтесь, о чем орут друг на друга ваши достойные земляки, на каком языке они это делают, с использованием каких словесных оборотов и структуры образов.

Вы уже гуляли и прислушивались? Тогда о чем вы ностальгируете? Даже если завтра выборы вдруг станут с какого-то перепуга свободными.

Не забывайте, что всеобщее избирательное право в настоящих условиях не самый лучший ваш помощник. Два с половиной тысячелетия назад три тысячи обладавших правом свободного волеизъявления портовых грузчиков и проституток приговорили Сократа к смерти. Таково было их представление о законе и морали.

«Что из этого следует?» Следует поступать по совести, уважаемые слушатели «Эха Москвы», и не переживать, когда окажется, что нас с вами в совокупности не более 10%. Значит не всё ещё потеряно. Значит, против административного ресурса одних и агрессивного невежества других у вас есть мощное оружие - интеллект и совесть. То, чего нет ни у тех, ни у других наших с вами оппонентов. Используйте эти качества по назначению.

***

До встречи в четверг в очередном «Горчичнике». С вами в «Трудный понедельник» были Виктор Долонько и звукорежиссер Альберт Шангин.

Текстовая версия радиопрограммы «Трудный понедельник» на «Эхе Москвы в Самаре» от 14 ноября 2011 года. Звуковая версия в ЖЖ по адресу: http://echosamara.livejournal.com/

Самара, Выборы, Церковь, Культурный альянс, Мораль, Гельман, Культура, Власть

Previous post Next post
Up