26 ноября 2020 года в зале № 7 художественного музея Самаре явился «Черный квадрат» Казимира Малевича. Пришедшая на аудиенцию с ним публика, одетая преимущественно в черное, была сосредоточенна и подавлена ощущением сакральности момента. Явление «Черного квадрата» в Самаре стало возможным благодаря открытию «Дней Эрмитажа в Самарской области». Собравшихся онлайн приветствовал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, подчеркнувший, что на выставке в Самарском художественном музее представлена одна из самых главных картин ХХ века. Идея показать «Черный квадрат» в Самаре уже продолжительное время витала в воздухе, и нужно отдать должное директору музея Алле Шахматовой, которая сумела добиться ее реализации в наше непростое ковидное время.
[Spoiler (click to open)] «Черный квадрат» - самое знаменитое и эмблематичное произведение Малевича», - констатирует в пресс-релизе выставки ее куратор Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: «Его название стало метафорой радикальности художественного мышления, когда беспредметное возводится в наивысшую степень. Воплотивший с максимальным лаконизмом идею «абсолютного нуля», начала и конца всех форм, явлений, миров квадрат в своем философском значении оставался не до конца разгаданной тайной и для своего создателя. Малевич видел в нем глубочайшую тайну, подобную космосу, непостижимый «образ Бога», который невозможно переписать, изменить или превзойти, но можно, подобно иконе, повторить. Он называл его своим главным произведением, поместил на обложку своей книги о супрематизме в 1916 году, подписывал им, как монограммой, свои письма и поздние фигуративные картины». А так как для самого автора это произведение не стало до конца разгаданной тайной, то и всё культурное человечество, естественно, ищет его разгадку вот уже более ста лет. Самарские архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы предложили оригинальную концепцию экспонирования «Черного квадрата». Их арт-проект «Черный квадрат {аудиенция}» носит подзаголовок: «Аудиенция с Черным квадратом - это вслушивание в Бытие». Они поставили перед собой задачу интерпретировать в проекте первое историческое экспонирование картины самим автором в виде «иконы», размещенной в «красном углу», а также воссоздание супрематической обрядности - создание ритуала, процессуальности восприятия.
Конструкция павильона ведет зрителей к «Черному квадрату», создавая на тактильном уровне восхождение к «иконе», стены павильона, сужаясь к углу, завершающемуся висящим вверху произведением, усиливают концентрацию энергии картины, одновременно режиссируя восприятие «один на один с космосом», - читаем мы в сопроводительном тексте. Торжественное явление публике «Черного квадрата» в такой интерпретации, бесспорно, завораживает. Его освещенная точечным источником света поверхность излучает энергию; кажется, в ней пульсируют некие токи, и в этих пульсациях мы невольно умудряемся уловить некий сакральный, мистический смысл. Впечатление это усиливается еще и тем, что представленный на выставке «Черный квадрат» - последний по времени создания из четырех черных малевичевских квадратов, - имеет непосредственное отношение к Самаре. Искусствовед Георгий Никич, который выезжал в Самару в связи с обнаружением неизвестной ранее работы Малевича, в статье на сайте «Артгид» вспоминал о том, как это произошло. В 1993 году «Черный квадрат» принесли в самарское отделение Инкомбанка родственники художника по боковой линии. За несколько лет до обращения в банк владелица «Квадрата» и двух других работ Малевича получила их в наследство от умерших родственников, которые хранили «Квадрат» на дне ящика с картошкой. Было известно, что этими работами уже интересовались дилеры, которым удалось увезти в Швейцарию несколько графических листов. Новая владелица хотела избавиться от всего, что было так или иначе связано с именем Малевича, считая, что из-за этого над семьей тяготеет какое-то проклятие, и действительно, в жизни семьи в это время произошла цепь драматических событий. Дабы уберечь «Квадрат» от внешних посягательств, какое-то время его хранили в оружейном сейфе сотрудника самарских органов госбезопасности. В конечном итоге владельцы обратились к Инкомбанку с предложением купить у них картины Малевича, и некоторое время «Квадрат» находился в собрании банка. Однако после разорения последнего в 1998 году, по договоренности с правительством России «Черный квадрат» был снят с открытых торгов, а в 2002 году приобретен миллиардером Владимиром Потаниным за 1 миллион долларов США и передан на хранение в Государственный Эрмитаж. Первый вариант «Черного квадрата» (ГТГ) со стороной 79,5 см был создан в 1915 году поверх уже написанной супрематической композиции и был показан на выставке «0,10» в Петрограде. Именно тогда Малевич поместил его как икону в «красном углу» зала, чем привлек к нему особое внимание публики. Так как нижний слой живописи не успел достаточно просохнуть, впоследствии поверхность работы покрылась кракелюром и утратила цельность черного цвета. Вторая реплика «Квадрата» со стороной 106,0 см была создана Малевичем и его учениками вместе с новыми вариантами «Черного круга» и «Черного креста» около 1923 года для предполагавшегося экспонирования на биеннале в Венеции (все эти работы хранятся в ГРМ). В 1929 году Малевич исполнил третий вариант композиции (со стороной 85,0 см) по просьбе заместителя директора Третьяковской галереи А. А. Федорова-Давыдова для своей персональной выставки - вместо варианта 1915 года, покрытого кракелюром. Последний, четвертый вариант «Квадрата» художник написал для выставки «Художники РСФСР за ХV лет», ставшей итоговой для русского авангарда, проходившей в 1932 году в Русском музее в Ленинграде. Размер стороны этой работы - 53,0 см, что точно соответствует «Красному квадрату» 1915 года, вместе с которым и экспонировался на выставке. Помимо «черных квадратов», Малевич, следуя своей теории эволюции супрематизма, написал два «красных квадрата» (собрание ГРМ и бывшее собрание Н. И. Харджиева) и один «белый квадрат» - супрематическую композицию «Белое на белом» (собрание Музея современного искусства в Нью-Йорке). В настоящее время известны всего семь живописных «квадратов». Что касается четвертого, «самарского» «Черного квадрата», то считается, что именно его несли перед гробом Малевича по Невскому проспекту до Московского вокзала в Ленинграде. Тело художника было отправлено в Москву, в крематорий. Урну с пеплом захоронили возле большого дуба в подмосковной Немчиновке, согласно завещанию художника. «Черный квадрат» некоторое время стоял на его могиле. Сохранилась фотография, на которой запечатлены дочь Малевича Уна и его вдова Наталья Андреевна, стоящие перед установленным на могиле «Черным квадратом». Могила Малевича не сохранилась. А нам осталась загадка малевичевского «Квадрата», которую мы будем решать бесконечно. Пожалуй, наиболее радикально высказалась о «Квадрате» Екатерина Деготь, не могу не процитировать ее слова: «Черный силуэт квадрата на белом фоне есть некая картина картин, картина вообще; но не любая картина и не одна из картин. Скорее, это все картины в мире, наложенные одна на другую: многократно экспонированная фотопленка, сгоревшая от губительной сверхпристальности. Черный квадрат напоминает проект музея, выдвинутый однажды Малевичем: сжечь все произведения мировой живописи и выставить их в виде пепла; крематорием мировой живописи Малевич и мыслил Черный квадрат. Он есть и отрицание всего в мире, и акт предельного синтеза этого «всего», но на ином уровне, «в снятом виде».
* Искусствовед, заместитель директора по научной деятельности Самарского художественного музея, кандидат искусствоведения, член Союза художников России.
Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 3 декабря 2020 года, № 23 (196)