Пространство и художники. 2.0

Sep 02, 2020 08:43

Екатерина АВЕРЬЯНОВА
Фото Дмитрия ПТИЦЫНА

Галерея «ВИКТОРИЯ» представила новую площадку Victoria Underground - на первом этаже галереи появилась не только новая выставочная зона, а также лекторий и студия. Пространство открылось традиционной августовской выставкой молодых самарских художников «НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ».


[Spoiler (click to open)]

Вот уже несколько лет поволжская Мекка молодых и талантливых - галерея «Виктория» - открывает сезон выставкой выпускников своих образовательных проектов: Школы современного искусства Quadro Оксаны Стоговой, фотошколы Кристины Сырчиковой и мастерской акционизма Сергея Баландина. Сегодня небольшая частная «Виктория» в авангарде региональных просветителей в области современного искусства. Выставка «Новые художники» - некий ежегодный корпоративный праздник, который проводится галереей уже восемь лет.
С 2012 года Школа современного искусства Quadro обосновалась в галерее «Виктория». В последующие несколько лет программа Школы заметно расширилась в соответствии с тенденциями времени: так наряду с направлением «современное искусство» появились фотошкола и мастерская акционизма.


Повсеместный запрос на образование в области актуального искусства возник едва ли не в момент появления этого самого искусства. Тем не менее, школы и студии, в которых могут рассказать о нем и дать инструменты для работы молодым и начинающим, по-прежнему не такое уж частое явление в регионах - едва ли не один Краснодарский институт современного искусства. На таком бедном фоне московский Институт База на Винзаводе, Школа Родченко, Свободные мастерские и петербургская Школа вовлеченного искусства становятся ориентирами для региональных образовательных институций, в том числе, вероятно, и «Виктории».

Сергей Баландин, куратор Victoria Underground:
Мы задумали эту площадку давно. Она появилась из естественной необходимости создать место для альтернативных выставок: экспериментальных работ самарских художников. Нам было необходимо отдельное пространство для работы трех наших школ. Основное пространство нашей галереи - это довольно большой выставочный зал, который занимает 300 кв. метров. Не все скромные, камерные проекты тянут на такую площадь, а новый зал закроет этот вопрос. В нем планируется череда групповых и персональных самарских выставок. Мы надеемся успеть сделать за ноябрь и декабрь три выставки: Татьяны Почтенной, Александра Верёвкина и «Вредитель ли?». Постараемся давать нашим ученикам все возможные инструменты для работы, расширяем их кругозор и даем импульс к экспериментам, учим не сдерживать себя. Самое главное - все три школы учат студентов свободе, это важный навык, который впоследствии можно развивать и применять к жизни.

Изучают contemporary art студенты всех трех школ галереи при посредстве циклов лекций и мастер-классов приглашенных местных художников, ридинг-групп с обсуждением прочитанных текстов, просмотра и разбора домашних работ. Студенты учатся работать в разных техниках, осваивают теорию и историю искусства. «Виктория» здесь (помимо очевидно менторской функции) также выступает в качестве стартовой площадки или некой арт-почвы, после которой многие художники уезжают учиться и работать в другие города.
Никаких аттракционов среди работ выпускников нет - молодые художники пробуют вписать себя в давно освоенные координаты современного искусства, и для начинающих авторов это важная арт-практика. Выставка «Новые художники» объединяет работы в диапазоне от графики до инсталляций и видеоарта. Иногда принадлежность художника к какой-либо школе неочевидна, и объяснение тут простое: школы уделяют внимание разным техникам, да и сами студенты могут посещать одновременно несколько направлений.


Дистанция между зрителем и художником в большинстве работ становится непреодолимой. Многие из представленных практик - высказывания на очень личные темы. Так, Анна Мельникова работает с личными фотографиями своей семьи, проецируя фото мамы и бабушки на изображение своего тела. «Я использую изображения моих матери и бабушки, когда их отношения были близкими. Я проецирую эти изображения на мое обнаженное тело, показывая тем самым уязвимость перед историей семьи», - пишет автор в комментарии к «Аниному наследству».
Художники находят метафоры в цвете, форме или предмете, создавая фотографии, монотипы, коллажи и прочее. Авторы формируют такое интимное пространство, что нужно сделать определенное усилие, чтобы начать с ним как-то резонировать.
Такие итоговые выставки молодого современного искусства не только необходимы для самих художников, но и очень важны в перспективе развития художественной жизни города. «Новые художники» демонстрируют работы молодых авторов на правах открытого лабораторного проекта - живого, пусть даже где-то и эскизного.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 27 августа 2020 года, № 15-16 (188-189)

Изобразительные искусства, Культура Самары

Previous post Next post
Up