Про артиста, которого любят все

Aug 31, 2020 15:37

Галина ТОРУНОВА *
Фото Владимира СУХОВА

Ах, как права русская поговорка: «Где родился - там и пригодился». Это точно про Ивана Морозова. Про Ивана Ивановича МОРОЗОВА, заслуженного артиста России, актера Самарского академического театра драмы имени М. Горького. Родившись в селе Малая Петровка Куйбышевской области и проучившись там положенные десять лет в школе, прослужив в армии положенные годы, он поступил в студию при Куйбышевском облдрамтеатре в 1960 году. И больше он сцену этого театра не покидал. Так что сейчас он празднует шестидесятилетие своей творческой деятельности, прожив все эти годы в том прелестном театральном тереме по-над Волгой, пережив в этих стенах все радости и невзгоды любимого театра.


[Spoiler (click to open)]
Вряд ли среди людей, любящих театр (особенно наш академический драматический), знающих его, то есть посмотревших не один спектакль и не за один год, найдется человек, не любящий актера Морозова. Природа щедро, и даже чересчур, наградила его. Высокий, широкоплечий, что называется, «косая сажень в плечах», с обильным чубом русых (теперь седых) волос.
Лицо его всегда имеет открытое, добродушное выражение. И это невероятное обаяние человека, никогда не державшего камень за пазухой. Он - большой, крупный мужчина, до восьмидесяти лет сохранивший детскость в своей влюбленности в жизнь, в людей, в Волгу, в землю-матушку, в каждую травиночку, в букашечку-таракашечку. При том, что судьба не всегда была к нему добра.
После окончания учебы в студии его, естественно, оставили в труппе театра - да и какой режиссер откажется от такой фактуры, от такого обаяния, от такой щедрости актерской? И Морозов сразу удостоился всяческих похвал, в том числе и в прессе, за, в общем-то, небольшую роль Егора в спектакле «Мать» по М. Горькому. И, наверное, дальше бы он замечательно развивался, и росла бы его актерская слава. Но… он сломал ногу, сломал неудачно, а потом еще и срослась она неправильно.
Ногу пришлось опять ломать и сращивать. Почти год - в гипсе. Мы приходили к нему в больницу. Он лежал - такой красивый и такой несчастный. Из больницы-то он вышел на работу, хромота скоро прошла, но режиссеры как-то позабыли, что молодому актеру для роста необходимо играть и играть.
Пётр Львович Монастырский, его учитель, уехал в Воронеж, руководить театром стал Николай Автономович Бондарев, у которого Иван сыграл царевича Фёдора в «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого. А дальше пошли всякие Фёдоры, Василии, Симеоны, Большевики, Легионеры, его фамилия мелькала почти в каждой программке, но в конце. И так - много лет. Сказался непробивной характер Морозова. Правда, иногда его фактура оказывалась востребованной. Он снялся в телевизионном фильме Куйбышевской телестудии «Тревожные ночи в Самаре» по роману Эдуарда Кондратова, в небольшой роли, но зрители вспомнили его.
Морозов терпеливо ждал своего часа и своих ролей. И дождался. Хорошо о нем написал один из критиков: «Часто слышишь: Иван Морозов играет русский характер. Да нет же, не играет. Он и есть русский характер, плоть от плоти, смекалистый и надёжный мужик. На таких «стояла и стоять будет русская земля»…
Хотя, конечно же, по природе он записной актер театра Александра Островского: Васильков («Бешеные деньги»), Грознов («Правда хорошо, а счастье лучше»), Лыняев («Волки и овцы»).
«Возрождение» Морозова - актера первых ролей произошло в 1978 году с приходом в труппу Натальи Радолицкой: оказалось, что Морозов - идеальный партнер для новой примы театра. Васильков в спектакле «Бешеные деньги» был не каноническим дельцом новой капиталистической формации России второй половины XIX века, как его обычно играют. У Морозова он был мягким, доверчивым и очень влюбленным человеком, но жизнь ломает его, заставляет стать жестким и даже жестоким по отношению к любимой женщине, иначе пропадешь. Образ, созданный Иваном Морозовым, стал более сложным, многогранным и даже где-то драматичным, нежели привычный Васильков.
А через два года он сыграл свою звездную роль - Касьяна в «Усвятских шлемоносцах» по повести Евгения Носова. Спектакль был снят для Первого канала Центрального телевидения, обеспечил успех московских гастролей, постановщик Пётр Львович Монастырский был удостоен золотой медали имени А. Попова. А Иван Морозов перешел в разряд первых актеров труппы и получил звание «Заслуженный артист РСФСР».
Но главное всё же - признание публики. Родная сестра, увидев, ахнула: «Ванька, ведь ты отца нашего сыграл». Вот оно - счастье актерское. Дальше всё пошло, как полагается ведущему актеру театра: роли, гримерка, где сидят первачи, где когда-то сидел кумир Морозова - Николай Засухин, формирование репертуара театра с расчетом на актера Морозова.
Он сыграл Кэлина в спектакле «Святая святых» Иона Друцэ, Василия в комедии В. Гуркина «Любовь и голуби». Сыграл щедро, размашисто и в то же время тонко, бережно лелея, обыгрывая, проживая каждую мелочь, каждый нюанс. Специально для него была выбрана инсценировка повести Николая Гоголя «Старосветские помещики», спектакль назывался «Старосветская любовь», что больше походило на то, что играл Иван Иванович в своем Афанасии Ивановиче. Он был очень нежен и трогателен в этом простом, бесхитростном большом ребенке.
Сейчас он играет немного, но зрители ждут его появления на сцене. Я часто вижу его в разных телевизионных и кинодокументальных проектах, когда речь идет о куйбышевском/самарском театре. Он много помнит и знает, можно сказать - он живая память о нашем театре. Мы часто встречаемся на спектаклях разных театров, на вечерах в Доме актера. Иван Иванович всегда весел, бодр, и кажется, что сил у него хватит на приличную роль, а уж о таланте и мастерстве и говорить нечего. Он по-настоящему народный артист, если судить по его репертуару и по любви к нему зрителей, но звание у него только «заслуженный».

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов РФ.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 27 августа 2020 года, № 15-16 (188-189)

Театр, Театры Самары, Культура Самары

Previous post Next post
Up