Синяя Ворона осторожненько так прошлась по позднесоветскому милитаризму - не развивая тему особенно вглубь и не задевая больные места:
Все дело в том, что позднесоветское общество (и постсоветское, разумеется, тоже) было целиком воспитано на Войне. Нет, нам еще что-то вдалбливали и про революцию и революционеров, но это воспринималось как слишком отдаленное. А вот Война была-таки рядом. Мало того, что вокруг были живые свидетели/участники, даже те родители, кто был в войну слишком мал, все равно воспитывали детей на примере героических бабушек-дедушек (неважно, на фронте они были или в тылу). То есть это было - семейное, за душу берущее, то, что рядом. Патриотическое воспитание, военные музеи и все такое прочее накладывались на это. Собственно коммунистическая идеология мое поколение, как правило, уже практически не интересовала, марксизм изучать было неинтересно. Даже я вот помню в детстве смотрю фильм про Карла Маркса - какие-то заседания, рассуждения, мещанская жизнь XIX века... Скучно же. То ли дело - военные приключения! Вот это да, это жизнь!
Меня более всего в посте заинтересовало вот это противопоставление - революции (и Гражданской, естественно) и Великой Отечественной. Точнее - их отражение в искусстве, в частности, в важнейшем из искусств. Потому что именно в кино различие подхода к изображению двух больших войн, сделавших страну такой, какая она есть, оказалось наиболее наглядным. Например - по целевой аудитории. Можете ли вы навскидку вспомнить хоть один культовый фильм о Великой Отечественной с главными героями-детьми? Не молодежью (стремительно взрослеющими вчерашними школьниками), а нормальными детьми и подростками? Нет, конечно, был неплохой фильм по книге Осеевой "Отряд Трубачева сражается", но он не дотягивает по меметичности и популярности не то что до бессмертных "Неуловимых", но и до фильмов о Трясогузке. Про фильмы о пионерах-героях (Великой Отечественной, естественно) я и говорить не хочу - это стыдобища, смесь сахарной патоки и назидательной истории формата воскресной школы - но о канонизированных святых по-другому снимать просто не умели. А вот "красные дьяволята" оказались стопроцентно выигрышной задумкой - помимо динамичного сюжета, яркие и выпуклые персонажи, максимально демократичные, показывающие, что героем может стать каждый - и девчонка, и очкарик-интеллигент, и нацмен, и квир: для всех в партизанском отряде мстителей, в Первой Конной, в Чека найдется место (а для позднесоветского общества с его нарастающими консервативными тенденциями эта истина была уже отнюдь не бесспорна). И в целом фильмы про детей, гадящих в тылу белобандитов, про маленьких партизан с налетом хулиганской романтики своего зрителя неизменно находили. А вот пионеры-отличники времен Великой Отечественной... ну скажем прямо, зверствующая цензура и кровожадные худсоветы превращали произведения о них в слабо перевариваемое детьми зрелище.
Почему так получилось? Почему на откуп молодежи была отдана именно тема революции? Это прежде всего противоречит элементарным историческим фактам: Октябрьская революция менее всех революций в истории носила "молодежный" характер по одной простой причине - за годы войны молодежь была в значительной степени выбита, так что в Петрограде свергали власть буржуев солдаты из запасных третьей-четвертой очереди и женщины-солдатки. Интеллигентская же молодежь заняла большей частью контрреволюционную позицию, что было впоследствии отображено в массе художественных произведений, где образ безусого юнкера и восторженного гимназистика, сражающегося с красной чумой, оказывается крайне выпуклым. Цветаевская формула "Молодость - Доблесть - Вандея - Дон" - она именно об этом. Детки буржуа и дворян традиционно несут куда меньшие потери в военных конфликтах и социальных катаклизмах, нежели молодежь подлых сословий. Во многом именно поэтому в войсках красных молодежь была в значительной степени явлением экзотическим, о чем вспоминал в сорок первом году, сравнивая две войны, Аркадий Гайдар:
Двадцать два года тому назад, в эти же августовские дни, я, тогда еще мальчишка, комсомолец, был с комсомольцами на фронтах Украины в этих же местах.Какие были среди нас политики! Какие стратеги! Как свободно и просто разрешали мы проблемы европейского и мирового масштаба.
Но, увы! Учились мы военному делу тогда мало. Дисциплина хромала. Стреляли неважно и искренне думали, что обрезать напильником стволы у винтовки нам не разрешают только из-за косности военспецов главного штаба. Но нас в армии было тогда еще немного. За молодость бородатые дяди нас любили. Многое нам прощали и относились к нам покровительственно, благодушно.
Теперь время совсем не то. Сейчас комсомол - большая сила в Армии.
А что нам демонстрируется в советских фильмах о гражданской войне? Как изображаются, скажем, буденновцы во всяких свадьбах в Малиновке? Изображаются они в виде восторженных кучерявых парубков, которых хлебом не корми - дай поплясать да поняшиться с местными дивчинами. Притом что состояла Первая Конная большей частью из суровых бородатых мужиков в возрасте хорошо под сорок, нам неизменно во всех лентах демонстрируют юношей раза этак в два моложе. Словом, "молодежный" характер Гражданской войны стал устойчивым мифом, и это определило жанровую нишу фильмов об этом периоде - детских приключенческих, динамичных молодежных истернов, музыкальных фильмов с песнями-плясками, развеселой буффонады - словом, период наивысшего революционного подъема обрел статус детства страны, милого и наивного, с дурачками, поющими про мировую революцию, пролетарьят, марксизьму и прочие громоздкие иностранные слова. Именно поэтому у меня всегда вызывали двойственные чувства фильмы типа "Бумбараша" с дурацкими кривляниями, от которых взрослому, серьезному гражданину позднесоветской эпохи в лучшем случае хотелось умиляться, как при виде играющих в песочнице деток:
Click to view
В свою очередь, "взрослый" характер Великой Отечественной не подвергался сомнению никем - поэтому по этой теме снимались, как правило, самые "взрослые", драматические и трагические ленты, предельно серьезные, и песни в них пелись в совсем другом тоне:
Click to view
Кстати, диалог в начале ролика с культовой фразой "есть такая профессия - родину защищать" - это тоже про диалог поколений. Юный взводный со своей, хи-хи-ха-ха, мантрой про "мировую революцию" (ну не смешно ли?) против умудренного жизнью командира, патриота-державника, потомственного царского слуги. Юношеский романтизм против зрелого государственнического прагматизма. И ведь прав же оказался дядечка - с мировой революцией не получилось, зато родину зачищать, тьфу, простите, защищать пришлось. Правда, вслед за "родиной" вернулся весь тот хлам, который было вымели железной метлой большевики - семейные ценности, боженька, бюрократические привилегии, золотые погоны, а вслед за тем как-то сама собой народилась и полноценная буржуазия - та самая, которую в позднесоветском обществе считали жупелом и нелепым идеологическим конструктом. Та что плохо пахнет эта мудрость великодержавных дядечек, очень плохо.
А дело в том, что то самое "детство" Советской Страны, ее начальный период существования и был самым наивысшим революционным взлетом, после которого начался откат назад, к термидору и реставрации. Надо помнить об этом, чтобы, когда мировая пролетарская революция восторжествует уже окончательно, переосмыслить этот исторический период, избавить его от наслоений лжи и клеветы сталинских и постсталинских бюрократов. Потому что те молодые и не очень бойцы, кто штурмовал Перекоп в надежде раз и навсегда стереть с лица земли мироедов и золотопогонников, были куда взрослее и умнее тех, кто научился носить те самые офицерские погоны и стрелять во имя защиты номенклатуры, простите, "родины" неважно в кого - хоть в китайских "тожекоммунистов", хоть в своих же, советских рабочих.
Пусть местами это были одни и те же люди.