Трудно быть режиссером

Aug 21, 2015 19:12

Еще один симптом политического затишья в левой жежешке - это обсуждения произведений Стругацких. Кроме шуток, можете глянуть по датам, когда самые интересные посты на тему открытия новых смысловых слоев и оригинальных трактовок мелькали в ленте. Вот и Хаотик нарушил долгое молчание, подняв в очередной раз тему ТББ. Не могу и я не присоединиться к этому разговору, хоть и по-своему. А начать придется издалека.

Мой коллега по работе очень любит, как и многие в ленте, сериал "Игра престолов". И пытается в меру своих сил и меня подсадить на это дело. Впрочем, я выдвинул ему встречное предложение, что начну смотреть данный тайтл после того как он засмотрит "My little pony". Между нами, мальчиками, я хоть и не смотрел, но твердо уверен, что вся нарисованная кровища из этого вашего Дрюона с драконами не стоит и единой слезинки Рэйнбоу Дэш по поводу расставания с Танком. А самые головокружительные повороты сюжета, рожденные в мозгу Мартина, сущая ерунда по сравнению с новостью, что У БЭБС СИД ПОЯВИЛАСЬ КЬЮТИМАРКА, ПОНИМАЕТЕ ВЫ, КЬЮТИМАРКА?!!! Впрочем, это отклонение от темы, простите, я вообще не о том хотел.

Суть популярности данного сериала (не MLP, понятное дело), как я понимаю, в двух вещах: "нестандартном сюжете", являющемся демонстративным, но незамысловатым издевательством над штампами типа "этот герой не может умереть, вокруг него все вертится", и в "реализме", являющемся на деле столь же незамысловатым натурализмом - принцессы не просто какают, а срут, причем срут субстанцией, далекой по своему составу от радуги. Благодаря этому сериал цитируется, режется на гифки и демотиваторы, остроумно привязывается к нашей текущей реальности - словом, пользуется статусом культового. И тут мне вспоминается кое-что из светлого мира полудня:

- Что полагается с ним делать, Тошка? - спросила Анка.
- Сейчас увидишь, - сказал Антон и удобно уселся на пень, положив арбалет на колени. - Имя! - рявкнул он голосом Гексы Ируканского.
Пашка изобразил спиной презрение и неповиновение. Антон выстрелил. Тяжелая стрела с треском вонзилась в ветку над Пашкиной головой.
- Ого! - сказал голос Анки.
- Меня зовут Бон Саранча, - неохотно признался Пашка. - "И здесь он, по-видимому, лжет - один из тех, кто были с ним".
- Известный насильник и убийца, - пояснил Антон. - Но он никогда ничего не делает даром. Кто послал тебя?
- Меня послал дон Сатарина Беспощадный, - соврал Пашка.
Антон презрительно сказал:
- Вот эта рука оборвала нить зловонной жизни дона Сатарины два года назад в Урочище Тяжелых Мечей.
- Давай я всажу в него стрелу? - предложила Анка.
- Я совершенно забыл, - поспешно сказал Пашка. - В действительности меня послал Арата Красивый. Он обещал мне сто золотых за ваши головы.
Антон хлопнул себя по коленям.
- Вот брехун! - вскричал он. - Да разве станет Арата связываться с таким негодяем, как ты!
- Можно я все-таки всажу в него стрелу? - кровожадно спросила Анка.
Антон демонически захохотал.
- Между прочим, - сказал Пашка, - у тебя отстрелена правая пятка. Пора бы тебе истечь кровью.
- Дудки! - возразил Антон. - Во-первых, я все время жую кору белого дерева, а во-вторых, две прекрасные варварки уже перевязали мне раны.
Папоротники зашевелились, и Анка вышла на тропинку. На щеке ее была царапина, колени были вымазаны в земле и зелени.
- Пора бросить его в болото, - объявила она. - Когда враг не сдается, его уничтожают.
Пашка опустил руки.
- Вообще-то ты играешь не по правилам, - сказал он Антону. - У тебя все время получается, что Гекса хороший человек.
- Много ты знаешь! - сказал Антон и тоже вышел на тропинку. - Сайва не шутит, грязный наемник.

Чтобы история чужой планеты была настолько популярной, что в нее даже дети играют, необходимо соблюдение множества важных условий. Материал, собираемый Институтом Экспериментальной Истории, точнее, самую его важную часть - аудиовизуальную - необходимо адаптировать для восприятия неспециалиста. Во-первых, нужен монтаж, для создания из разнозненных записей связного и последовательного изложения событий с разных точек зрения. Во-вторых, дубляж аудиовизуальных материалов на земные языки - сомнительно, чтобы самые совершенные и интеллектуальные системы автоперевода были способны адекватно передать весь языковой колорит и эмоциональную атмосферу чужого мира. Естественно, даже в этих случаях не обойтись без гайдов и путеводителей по миру, опять же, адаптированных для неспециалиста. В результате на выходе получается нечто среднее между реалити-шоу и историческим сериалом, где вся кровища отнюдь не нарисованная, и кишки выпускаются вполне натурально. Остается открытым вопрос о цензурировании материалов (есть ли разные уровни доступа, показывают ли детям самое экстремальное гуро), но абсолютно очевидно, что дети в культурный контекст инопланетного сериала вполне включены и являются едва ли не самыми благодарными его зрителями.

Поэтому - несколько тезисов в порядке троллинга.

1. Единственный смысл существования Института Экспериментальной Истории - в съемках ульрарейтингового бесконечного приключенческого сериала из жизни благородных донов. "Исторические исследования" в данном контектсте - не более чем ширма, а судя по уровню понимания тривиальнейших процессов, которые были раскрыты основоположниками марксизма еще в девятнадцатом веке - как историкам всем этим донам Кондорам не только хвостом по голове, но и еще чем потяжелее нелишне настучать.

2. Переход от концепции простого наблюдения (наблюдатель=оператор за камерой) к концепции "ограниченного вмешательства" (наблюдатель=оператор+актер) был вызван не этическими или политическими соображениями, а ощутимыми пробуксовками сюжета, и, как следствие, падением популярности сериала. Введение в исторический сериал людей в небесных машинах равносильно введению драконов и магии. И если Джордж Мартин своих героев немотивированно (с точки зрения сюжетной логики) убивает, то земляне полюбившихся персонажей вроде Араты столь же немотивированно (с точки зрения логики средневековой жизни) спасают. То и другое - рояль в кустах, само собой, но до определенного предела рояли бывают даже интересны - " во загнул автор, ну глянем, что еще он нам выкинет".

3. Румата, в свою очередь, представляет уже третий этап развития концепции сериала. Не простое наблюдение, не "ограниченное вмешательство" дергающих за ниточки постельничих и прочих серых кардиналов, а полное погружение в экшн. Серые кардиналы очень часто срывались в попытки революции, потому что не имели, по-видимому, возможности рубиться на дорогах с пьяной дрянью или иным способом сбрасывать нервное напряжение. Внедрение же Руматы имело целью проверить возможность вмешательства в качественно ином социальном статусе, нежели все эти агенты влияния во власти. Эксперимент явно не удался, так что сложно судить, в каком направлении стали думать режиссеры дальше, но что сериал продолжился - совершенно очевидно. Лев Абалкин мог бы много интересного рассказать о последующих сезонах.

литературное, внезапное, кино

Previous post Next post
Up