По соцсетям пиарят
статью red_atomic_tank на тему неудержимого схлопывания и скатывания в сраное говно отечественного рынка фантастической литературы - очень хороший материал с массой "пикантного инсайда" и неплохим анализом. Читать лучше целиком, но отрывок о монополизации рынка как факторе распада и причине невозможности "перезапуска", реанимации руссфанта я приведу здесь:
Многие совершенно искренне не понимают, почему все обстоит именно так, то есть печально и грустно. Регулярно мне задают вопрос "неужели они не понимают, что можно зарабатывать денег больше и по-иному?!"
Отлично понимают. А вот широкие народные массы не понимают, что в современном издательском деле мега-монополиста осталось очень мало коммерции. Точнее вообще практически не осталось. Если подбирать наиболее близкую аналогию - это вообще не явление из мира капитала. Это скорее ведомство, профильное министерство из эпохи очень позднего СССР, которое живет по доведенным до предела "манагерско-чиновничьим" принципам. Когда вы не видите логику в действиях издательской братии - просто смените угол зрения и поймите, что это действия почти карикатурных чиновников дотационного ведомства. Для которых любое потенциально полезное действие - это риск и траты уже сейчас, а польза - в некоем будущем и "возможно".
Парой постов ниже мне доказывают, что Рыночек рулит и решает, потому что бизнесмена всегда тычет в зад неутомимая Невидимая Рука, заставляя его изобретать все новые и новые продукты, услуги, нестандартные стратегии - одним словом, крутиться, чтобы выжить. Ну, есть, конечно, неправильные капиталисты, вроде приватизаторов из числа бывших номенклатурщиков, которые нечестным путем и недобросовестной конкуренцией нажили свои капиталы, однако к отечественному книжно-фантастическому бизнесу это не относится. Бизнес этот реально зачинали люди с шишом в кармане и массой безумных идей в голове, продававшие нам сначала
лягушку в кузинатре, а затем двуручный меч в заплечных ножнах, грызшие друг друга в порядке честной капиталистической конкуренции, и догрызшиеся в лабораторных практически условиях до естественного итога любой рыночной борьбы - монополии.
Но мне эта статья глянулась в ряду других материалов для размышления, показывающих, что в индустрии развлечений и за рубежом, и за пределами литературы, все далеко не так гладко, как хотелось бы. Вот
двухлетней давности материал о кризисе голливудского кинопроизводства с теми же тенденциями, которые обозначает применительно к руссфанту Николаев:
Сейчас студии снимают гораздо меньше фильмов, чем, скажем, 50 лет назад. Чиновники ставят задачу собрать огромную кассу на так называемых тентполах - проектах, призванных стать успешными. В России за ними укрепилось понятие «блокбастер», однако на самом деле лента становится блокбастером, собрав много денег в прокате. Тентполами для студий в 2016-м были «Варкрафт», «Тарзан. Легенда», «Люди Икс: Апокалипсис», «Черепашки-ниндзя 2», «День независимости: Возрождение», «Стартрек: Бесконечность», «Охотники за привидениями», «Алиса в Зазеркалье», «Большой и добрый великан». Во все эти проекты были вложены огромные бюджеты, но в американском прокате сборы не дотянули даже до 200 млн долларов.
Иными словами, Голливуд демонстрирует ту же самую логику, что и отечественное издательство "Эксмо" - с поправкой на масштабы, естественно. Если некая концепция принесла хорошую прибыль один раз - то мы будем пускать снаряд за снарядом в ту же самую воронку, пока читателя/зрителя не потянет блевать, и даже после этого, пока не доведем предприятие до самого наипозорнейшего убытка. Эпоха монополий в принципе устраняет актуальность противопоставления "эффективные собственники vs неэффективные бюрократы". Топ-менеджеры крупных корпораций, которые и определяют их бизнес-стратегию, с одной стороны, и топовые государственные чиновники, с другой - в социальной реальности современного капитализма это два сообщающихся сосуда, а по сути - единая социальная страта. И поэтому на вызовы времени вроде цифрового книгоиздательства или стриминговых сервисов монопольные монстры реагируют соответствующе: надо вбухать больше бабок в Попаданцев-Икс: проверенный временем проект, шестая часть точно не подведет! И в условиях подобной концентрации средств уже становится принципиально невозможен никакой "новый голливуд" или "новая волна": не выделят бабок, не станут рисковать, лучше выпустить еще четыре части "Супермен: зов Припяти".
Жанровое разнообразие уничтожается, и киноафиши все больше напоминают те самые мифологизированные Пустые Полки Советских Магазинов: вот тебе мороженый минтай, вот морская капуста, а хочешь чего больше - велкам на рутрекер в раздел фильмов семидесятых. Можно, конечно, списывать провалы на пиратов, на нетфликс, на Новые Технологии и Новые Времена в целом - но шутка в том, что и в Новых Технологиях, в той же разработке компьютерных игр, за пару прошедших десятилетий произошла концентрация капитала, выделились свои гиганты и претенденты на статус монополий (пресловута Electronic Arts). Характерный пример - жанр RPG, ролевых игр, расцветший во второй половине девяностых - первой половине нулевых. Тогда пионеры и первопроходцы, энтузиасты и герои капиталистического труда из маленьких студий умудрялись выдавать на-гора шедевры и культовые игры едва ли не ежегодно. Как та же студия
Bioware, игры которой в далекие школьные годы дали мне понимание того, как и почему люди могут проводить без сна сутки за компом. После того, как эту студию купили корпоративные монстры из EA, она закономерно скатилась туда, откуда обычно не возвращаются. И вопрос пресловутой "политкорректности" тут на самом деле десятый (это вроде палки, которой тычут в зубы глупой псине, чтобы ей было что кусать). Это абсолютно нормальные представления об эффективности среди капиталистов - выдавать забагованный сырой кусок дерьма, чтобы срубить по-быстрому денег, а потом два года писать заплатки по мотивам негодующих криков игроков Делать MMORPG, чтобы за полгода до релиза быстро поменять концепцию и сотворить в итоге сольник, ибо "концепция поменялась" - это нормальный капиталистический менеджмент. А люди, выросшие на настолках семидесятых годов, желавшие творить красивые сказки, игры, в которые хотели бы играть сами - пускай себе идут лесом, тут бабло рубится. Ах, рубится хреново? - ну тогда у нас есть целая куча бизнес-стратегий по оптимизации персонала и увеличению производительности:
Эпоха Франклина и Адама Смита ушла безвозвратно. Представления о том, что стремление к прибыли заставляет бизнесмена делать качественный товар, держатся в основном на инновационных отраслях, которые приходят к стадии монополизации за считанные годы. Пионеры, энтузиасты, негоцианты, пускающиеся на утлых лодчонках в море Неизведанного, мечтатели, в гаражах на коленке меняющие жизнь человечества - одним словом, люди, желающие не только длинного доллара, но и чего-то более высокого, сегодня уже при жизни могут увидеть скатывание собственного замысла в сраное говно с приходом к рулю барыг, которым кроме бабок и сопутствующих им удовольствий не нужно больше ничего. И цикл этого самого скатывания сократился кратно.
Что указывает нам на скорое и неминуемое схлопывание капитализма в целом.