Взгляд на работу. Критерии оценки авторской куклы.

Jan 24, 2012 21:21

Оригинал взят у ilinadolls в Взгляд на работу. Критерии оценки авторской куклы.

 
Из журнала "proКуклы" №1 2009

Каждый художник, создающий авторскую куклу, хочет, чтобы зрители оценили его работу И каково же бывает его разочарование, когда посетители выставки не проявляют к кукле интереса. В последние годы количество кукольников выросло. При этом в ходе недолгого обучения в той или иной школе, преподаватели не успевают привить начинающим художникам понимания целостности образа, раскрыть важность всех мелочей. В итоге, серьезной проблемой для начинающих кукольников оказывается выбор критериев оценки своего творения. За рубежом, где движение авторской куклы имеет не только более длинную историю, но и сформировало уже свои институты, выработаны определенные подходы к оценке. С просьбой рассказать о них мы обратились к известному российскому мастеру авторской куклы Татьяне Баевой, которая является председателем ассоциации художников-кукольников секции художественного проектирования Московского Союза Художников (МСХ) и членом Национального Института Американских Художников-Кукольников (NIADA).


Процесс создания куклы сложен и, как пра­вило, трудоемок. Прежде всего, он должен приносить удовольствие. Нет материалов лучших или худших - главное выбрать тот, который больше подходит для ваших задач и интересов. Нужно почувствовать, что вам больше по душе, но для «понимания» мате­риала всегда требуется время. Выбранный вами материал и техника его использования, а также опыт работы, должны помочь вам выразить свой собственный уникальный мир и сделать вашу куклу востребованной.

Конечно, бывает трудно самому оценить результат своей работы. Сориентироваться помогут заданные себе вопросы:

- Какой характер или настроение я хотел выразить?
- Помогают ли используемые цвета, формы, фактуры и ткани раскрыть этот образ?
- Может ли кукла безопасно существовать: устойчиво ли она сидит, хорошо ли закреп­лена на подставке?
- Не виден ли черновой этап работы (внут­ренние швы, набивочный материал и т.п.)?

В 1993 году я в первый раз посетила конференцию NIADA. Там я представила на суд критики свою работу «Василий», мужичка с папироской и в валенках. Мне выдали оценочный лист с оценками по 17 пунктам. Каждый пункт мог быть отмечен как «отлично», «хорошо», «адекватно», «требует улучшения». Данные критерии, мне кажется, остаются актуальными до сих пор. Вот они:
- использование материала;
- роспись;
- анатомия;
- лицо;
- пропорции/масштаб;
- композиция;
- движение (логичная и убедительная пластика персонажа, гармоничное расположение фигуры в пространстве/композиции);
- концепция костюма;
- использование ткани;
- сочетание фактур/рисунков (узоров);
- использование цвета;
- волосы/парик;
- использование/качество аксессуаров;
- подставка/мебель/постамент;
- пробуждение эмоционального отклика у зрителя (логика в подборе элементов и закончен­ность образа; гармония, привлекающая внимание и заинтересовывающая зрителя);
- уникальность куклы.
Моя кукла получила замечания по качеству лепки кистей рук и по обуви. По мнению экспертов, обувь должна сидеть по ноге, подчеркивая форму ступни, но мне пришлось объяснить, что с валенками это невозможно.
К оценочному листу прилагалась бумага с рекомендациями по созданию куклы и самостоятельной оценке своей работы. Она была составлена известным скульптором и художником-кукольником Мартой Армстронг Хэнд в 1988 году. Вот ее содержание:
Дизайн (вы можете выбрать подходящий вариант):
- Сделайте предварительные наброски: прорисовка общего вида, деталей или просто план работы.
- Составьте план и следуйте ему, а также своим художественным задачам.
- Продумайте образ в воображении.
- Продумайте части, детали, форму, цвета или т. п. для создания вашего художественного произведения.
Композиция:
- Старайтесь свести части вашей работы в единое целое, чтобы создать целостное, гармоничное произведение. Гармоничность означает, что части и детали подобраны пропорционально, взаимно поддерживают друг друга. Похожие или контрастные чувства, идеи, интересы и т.п. работают на выражение поставленной цели.
Форма:
- Абрис, сложение, силуэт. В это понятие так же входит общий объем и структура. Под силуэтом понимается общая композиция, в том числе и взаимодействие всех деталей. Это вся композиция, как бы очерченная общей линией.
Цвет:
- Сочетание выбранных цветов. Сбалансированный переход в рамках одной цветовой гаммы или палитры или контрастные цвета, усиливающие эмоциональное впечатление.
- Тон и насыщенность выбранных цветов.
Фактура:
- Подбор материалов по их фактуре и качествам поверхности (дерево, металл, ткань и т.п.).
- Качество фактуры произведения раскрывает умение художника работать с выбранным материалом.
Построение:
- Соединение частей, их аранжировка, качество сборки.
- Взаимосвязь или соотношение частей, как произведения в целом.
- Что-то, соединенное из разных частей, работающих на создание единого образа.
Стиль:
- Манера или характер авторского самовыражения:
Реализм: Изображение людей или вещей такими, какие они есть на самом деле, без идеализации.
Натурализм: в искусстве - достоверная близость к природе.
Стилизация: дизайн (авторская интерпретация), следующий законам и логике стиля, а не природы.
Комикс: упрощение формы, преувеличение каких-то особенностей, привнесение юмористических акцентов для создания определенной истории.
Надеемся, что наша статья поможет вам в ва­шем творчестве. Успехов в кукольном деле!



автор куклы: Татьяна Баева
фото из альбома karamelka_v

Кукольное, ПОЛЕЗНОЕ

Previous post Next post
Up