Шок! Новосибирск был заложен ещё в 1604 году!

Sep 10, 2015 19:45

В преддверии Дня Томича, так сказать, вот вам всем прекрасное:)
Извините, не удержался.

Итак, 1604 год.
Царь Борис Годунов знает, что на южной границе Сибирского царства (ныне территория Тюменской области), недавно присоединенного к России, находится настолько грозная страна, что русские первопроходцы в своем движении «навстречу солнцу» аккуратно обтекают ее контуры.
Хозяева этой запретной зоны, включавшей ни много, ни мало Новосибирскую, Кемеровскую области и весь Алтайский край, называли себя теленгутами, но царевы люди чаще называли их «белыми калмыками» за европеоидную внешность.
Борис Годунов, еще в бытность свою постельничим Ивана IV, не раз слышал байки об этой загадочной стране. Когда-то она называлась Синей Ордой и слыла местом, где формировались те самые непобедимые тумэны, которые потом наводили ужас по всей Европе. Потом великая империя распалась, оставив после себя дюжину независимых княжеств, ханств и атаманств, которые покрыли собой огромное пространство от Днепра до Енисея. И только на берегах далекой Оби все оставалось без изменений. Здесь по-прежнему восседал правитель, который носил ордынский титул каана, а над местными племенами кочевников-скотоводов все так же простиралась власть теленгутов - военно-ордынской племенной аристократии.
Неизвестно, какое развитие получили бы отношения Москвы и этой «телеутской землицы», если бы над Кремлем не нависла угроза военного вторжения со стороны Речи Посполитой. Вести о приготовлениях Лжедмитрия к походу на Москву требовали от царя Бориса действий, к каким прибегали все его предшественники на московском троне, если речь шла о войне. Они просто посылали за татарами в Орду.
Москва никогда не имела полноценной армии, потому что эту функцию всегда исполняла Орда. Например, на татар-ордынцев опирался Александр Невский, защищая страну от шведов. Разгром Мамая был бы так же невозможен без участия в Куликовской битве татарского контингента. Практически все крупные сражения были выиграны Москвой исключительно благодаря квалифицированной поддержке Орды.
Не тронутые ветром перемен «истинные ордынцы» остались в Сибири, но там московский царь не имел влияния, каким пользовался «последний из каанов». К нему и направил Борис Годунов своих посланников в самом начале 17 века.
Каан Абак оказался гостеприимным, но несговорчивым человеком, поэтому в 1604 году по приказу царя неподалеку от «телеутской землицы» был срублен Томский острог, который стал опорной базой для царских посольств. Москва требовала скорейшего заключения союзного договора, и послы зачастили к каану, ставка которого находилась в пяти сутках езды от старого Томска. Вот тут-то и родилась идея о перевалочном пункте, где послы могли бы сменить лошадей и отдохнуть от дороги. Выбор пал на место у обской переправы.
Дело в том, что путь царевых посланников от Томска до реки Чумыш, где располагалась ставка каана Абака, был не по прямой. Сначала царские послы направлялись на левый берег Оби, где проходил древний степной тракт. Там они вливались в проток купцов и погонщиков скота, которые двигались к великой обской переправе, где сегодня находится Новосибирск. На другой стороне Оби начинались владения каана. Вот почему именно на этом - правом обском берегу, неподалеку от телеутской крепости, охранявшей эту переправу (крепость находилась в районе станции метро «Октябрьская»), послы попросили место для строительства постоялого двора.
Абак удовлетворил просьбу, и в том же 1604 году на выделенном теленгутами участке (в районе парка «Городское начало») был «посажен» Евдок Гусев (данные Анатолия Садырова, новосибирского краеведа), которому было поручено обеспечивать придорожный сервис для знатных вояжеров.
Со временем постоялый двор превратился в деревню, которая стала называться Гусевкой, а местная речка Ташатканка получила новое название Гусинка (ныне Каменка). В 1727 году, когда эта местность была объявлена царевой собственностью, ее в канцеляриях так и зафиксировали: «Гусинская дача». Под этим названием правобережье будущего Новосибирска дожило до Октябрьской революции, после которой Гусинское имение (дача) Кабинета Его Величества было упразднено. Еще раньше исчезла правобережная деревня Гусевка, которая попала в эпицентр стихии строительства первого железнодорожного моста через Обь и оказалась в составе Ново-Николаевского поселка - будущего Новосибирска.

Из "Фейсбука", да.

в этих ваших интернетах

Previous post Next post
Up