Aug 14, 2015 12:30
Вчера на территории арт-проекта "Смайл" состоялась презентация годового курса обучения урбанистическим примудростям в проекте Vector - онлайн-школе городских предпринимателей, как они себя позиционируют.
Не претендуя на верность своего мнения, всё сказанное выступавшим я воспринимал через призму жителя сибирского болота под названием город Томск. И естественно мне не понравилось. Не всё, но были моменты. На мой субъктивный болотный взгляд - это даже не проблема конкретно этого выступления.
У Абрамова был тезис о том, что городской предприниматель - это не просто бизнесмен, но человек, который параллельно с бизнесом ведёт некую просветительскую деятельность, создаёт сообщество, интересное для горожан. В целом с тезисом я согласен, но есть одно "но" - этот тезис нужен только для того, чтобы было объяснение, почему быть городским предпринимателем - это хорошо. Потому как само определение настолько широко, что под него попадает любой владелец ларька у дороги: сообщество имеется, та или иная просветительская деятельность тоже. Но класснее же именоваться городским предпринимателем, а не просто бизнесменом.
Ещё один тезис о том, что ныне в городах накопилось критическое число людей, которым города нравятся, и они не хотят уезжать оттуда в столицы как "все вменяемые адекватные люди" - после него последовала презентация примеров того, как люди развили городское пространство и стали городскими предпринимателями. А потом презентация их курса обучения подобного предпринимательства. То есть быть таким челоыеком круто, но объяснить сможем только мы. Во-первых, мне сам по себе не нравится такой подход, а во-вторых, у меня не вызывают доверия подобные людии организации. Хотя нет, доверие - это немного не то слово. Но сейчас объясню, что имею в виду.
1) Они слишком модные. Господа, желающие изменить жизнь в русских городах к лучшему, может быть, стоит вам для начала говорить по-русски? А то слишком много англицизмов: "я привык к кликеру", "он всё вокруг мэпирует", ну, и просто "сквот", "шоурум", "корнер-магазин", "коворкинг", "сторителлинг" и "лонгрид". Нет, за словарём не надо лезть, но что это за выступление миссионера в диком племени?
2) Они нигилисты. В презентационном ролике их обучающей программы прямым текстом говорится про жизнь в городах, будто в чужих домах, из-за того, что те были построены другими поколениями для себя и под себя. Вопрос первый - зачем я что-то буду менять в чужом мне городе? Вопрос второй - какой смысл что-то строить, если поколения, следующие за нашим всё снова сломают? Подобный ничем не подкреплённый агрессивный нигилизм вкладывает мне в голову мысль о том, что эти крутые спецы - обиженные жизнью люди. Они не смогли догоыориться с городом,поэтому они его хотят сломать. От обидки и досадки.
3) Они задают верные вопросы не тем людям. Вопрос в зал: что у вас в городе посмотреть приезжему, повис в воздухе, потому что, во-первых, стыдно сказать модному гостю из Москвы, говорящему, что в Томске ничего нового интересного за 1,5 года не появилось: "Давайте прогуляемся по городу, просто". В городе есть, что показать приезжим, и каждый житель имеет подобный список интересных мест, но это же не "новое интересное", это устаканившийся список. А во-вторых, спрашивать у горожан, не связанных с туризмом, подобное, это всё равно, что спрашивать у местных жителей, где лучше в городе остановиться? Мы в квартирах живём, мы не в курсе, какие расценки в хостелах и гостинницах, это у коллег-приезжих надо спрашивать. И да, я понимаю, что туристический бизнес в Томске - поле, по-сути, не паханное, но вопрос в любом случае, не по адресу задан. Хотя сам по себе он верен.
В целом проекты по развитию городской среды для людей - дело нужное и интересное. И таких проектов должно быть больше. Но моё внутреннее болото протестует против такого подхода.
про...