Feb 06, 2014 10:47
Был я тут на Потанинском отборе. И среди прочих заданий было одно, в котором оказалась затронута тема патриотизма. Притом как затронута - некоторые участники, после того как мы рассказали про наше решение социальных проблем, начали требовать от нас "Ну, вы же про патриотизм не рассказали! Как вы его повышать-то будете?" А всё почему? А всё потому что одним из пунктов справки по кейсу (да, даже не кейса) был "патриотизм". И не то, чтобы там говорилось о проблемах, просто этот пункт был, поэтому с нас его попробовали потребовать. Мы отбились: "Патриотизм - это любовь к тому месту, где тебе комфортно жить, а раз мы решаем проблему некомфортного проживания, то и повышаем патриотизм". Люди пофыркали, повопрошали: "Ну, а как же уроки патриотического воспитания в школах?!" и переключились на другое.
Ну, они-то переключились, а я-то думать продолжил:)
Показательное, на мой взгляд столкновение культурных парадигм: "формальной" (патриотизм надо воспитывать, потому что он всегда был, если его нет - это плохо, потому что тогда будет плохо, но я не знаю почему, но надо его воспитывать, потому что так всегда делали, и мы должны этим заниматься) и "инструментальной" (патриотизм - это скорее следствие того, что на определённой территории проживания человеку хорошо, и из-за своего воспитания он начинает считать эту территорию своей, и в случае необходимости даже готов её защитить, потому что это его земля, но он никогда не пойдёт специально учить патриотизму, ибо не понимает, зачем это надо).
Названия взяты, быть может, некорректно, но всё же. Различие в подходах: для первой категории патриотизм - это самоцель, притом непонятно зачем он вообще нужен и как с помощью него что-то можно делать. Нет, где-то они читали и смотрели, что патриотизм позволяет людям жертвовать собой ради родины, но в данную схему не укладывается, например, жертвенность профессиональных наёмников, готовых ради денег и имени своего отряда пойти на смерть. Генуэзских арбалетчиков при Креси сложно назвать патриотами Франции, но в той безнадёжной ситуации они всё-таки приняли бой, хоть и проиграли. Почти как истинные патриоты:)
Вторая же точка зрения относится к понятию патриотизма как к чему-то, что является следствием политики властителя территории по отношению к людям. Это пресловутая мысль "эта наша земля", позволяющая человеку совершать акт самопожертвования, однако же она достигается не тем, что её воспитывают учителя, а тем, что она исходит изнутри самого человека: она - его часть. И это следствие того, что человек видит вокруг и ощущает по отношению к себе. Потому что в самой идее уроков патриотического воспитания кроется нехорошая вещь: мы учим детей любить родину, потому что, по большому счёту, любить её не за что. Воспитание - это привитие человеку того, чего у него нет. Соответственно, проводя уроки патриотизма в школах, мы априорно считаем школьников непатриотами, а ещё и зачастую подсознательно соглашаемся с ними, оправдывая их. И почему-то не понимаем, что легче поменять среду вокруг человека, чтобы он сам её полюбил, чем тратить ресурсы на каждодневное навязывание ему этой любви, на доказательства ему, что он любит свой страну. Самый грубый пример: дешевле построить детскую площадку, заасфальтировать дорогу во двор дома и отремонтировать детский сад, чем тратиться на программу патриотического воспитания подростков в рамках Года Семьи. Не согласны? Считаете, что проведение уроков патриотизма в школах обиженными жизнью учителями, говорящими в кулуарах молодому сотруднику: "Ты должен идти по головам и не стеснятся этого", это правильная трата сил и времени?) Молодцы какие.
И возможно, возможно, что пока мы будем считать, что людей нужно учить патриотизму, но не будем создавать для них комфортные условия проживания в нашей стране, то мы и будем жить плохо.
Но, я же не прав, потому что слишком маленький, слишком прекраснодушный, слишком либеральный, слишком единоросский, я слишком не такой, как ваше мнение:)
бред личный,
странности страны