Дороте Заукайте: Быть собой...

Feb 19, 2012 17:42

Сегодгя у нас в гостях Дороте Заукайте и ее волшебные сказочно прекрасные куклы...




"Если бы я была другим человеком и познакомилась бы со мной, наверное я нашла бы интересным моё занятие - ведь делать кукол, это так необычно, ну а потом, если не интересным, то хотя бы странным показался б мой образ жизни и моё смелое решение быть самой собой :)"




* * *

В сообществе мы не раз говорили - как сделать так, чтобы коллекционеры ценили образ куклы насколько, что и мысли поменять его не возникло б?. Ответ на этот вопрос дают куклы Дороте. Такие гармоничные и художественно яркие, что не найти, пожалуй, ни одного человека, который осмелится что-то добавить или убавить ее созданиям. Каждая кукла Дороте - это история, которую можно слушать бесконечно, но которую нет нужды пересказывать своими словами, настолько точно сам автор уже все придумал и рассказал.









Больше фотографий здесь
http://www.flickr.com/photos/handmadebjd/sets/

* * *
И почти уже добрая традиция, первый вопрос - о привязке к местности, о прибалтийском почерке. Со стороны кажется, что он вполне отчетлив и в работах самой Дороте и в работах ее коллег. А что она думает сама по этому поводу?

- Наверное, такие вещи лучше видно со стороны. Вот я сама (стыдно признаться) совсем не знакома с прибалтийской куклой. Фундаментом для моего понимания эстетики стало Европейское искусство 14 - 19 веков. И так как я никогда не ходила на кукольные курсы, моё видение художественной куклы формировалось под впечатлением от работ современных художников Франции, Японии и России, которые я видела в интернете.
Если говорить о Литве - то про куклу, как вид искусства, у нас говорят пока только шепотом. И профессионально занимающихся куклами художников можно сосчитать на пальцах (занимающихся куклой как хобби конечно же гораздо больше). Так что по-моему говорить о нашей школе пока ещё рано, наверное, но мы стараемся, и обязательно во что-нибудь вырастём. :)

- Ты профессиональный художник, но как ты пришла именно к куклам? Какой была твоя первая кукла? Удалось ли в ней воплотить именно то, что ты планировала?

-Куклы были со мной с детства, только тогда они были просто куклами и должно было пройти много времени прежде чем я открыла для себя куклу как вид искусства. Самой первой мною сделанной куклы я не помню - в детстве делала их много, раздавала друзьям или поселяла в сделанном собственными руками кукольном домике. Но вот моя первая кукла, с которой начался путь профессионального художника-кукольника, и по сей день живёт у меня в студии.

А началось с того, что в поисках чего-то в интернете я наткнулась на азиатскую BJD. Подвижная кукла с живыми глазами произвела на меня такое впечатление, что я вернулась к ней и стала искать информацию, как и из чего это делают. И вот так, в спешке попробовать новое, под шоковым впечатлением, абсолютно забыв про уже имеющиеся знания человеческой анатомии и опыт лепки, создала мою первую шарнирную куклу из запекаемого пластика. У неё было плоское личико с выпуклыми глазами, она не могла стоять без подставки и с анатомией у неё что то было не так, а пластик сомнительного качества трескался вокруг шарниров - но я конечно же всего того не видела, И как каждый новоиспечённый куклодел была безумно горда своим творением. Про какую-то художественную мысль тут разговора пока не было, главное было то - что я её сделала.

- Расстоянии между замыслом и итого, с опытом уменьшается или напротив, появляются новые сложности?

-Хмм.. А что бывает какое-то растояние? :)
Шучу конечно - знаю, что у разных художников бывает по разному.

Я не начинаю куклу, пока у меня нет полного чистого образа и плана его воплощения. Я ношу её в голове, складываю как пазл, делаю эскизы, чертежи, иногда даже оставляю полежать некоторое время, возвращаюсь потом, смотрю не изменилась ли её актуальность, достойна ли она воплощения. Когда я наконец то начинаю делать куклу, я уже знаю всё на 90% от того какое у неё будет лицо до того какими бусинками буду её платье вышивать. Вот поэтому у меня нет расстояния между замыслом и итогом. А опыт, он просто позволяет работать быстрее.

Теперь наверное захотите спросить - а эти оствшиеся 10% что? - это творчество в процессе работы - например я никогда не рисую как конкретно буду вышивать цветочки - орнамент придумываю во время вышивания.

Использовать бусинки в качестве шарниров придумали давно, но именно Дороте обыграла их так декоративно, так намеренно напоказ, так гармонично и точно вписала их в образ куклы, что это моментально не только стало ее фирменным почерком, но и породило великое множество подражателей. Да не только бусинки. Периодически встречаешь в интернете и неумелые посягательства на образы, характеры кукол.

-Как ты относишься к подражателям?

-Ну есть на свете люди, которым сказать нечего, но которым очень хочется произвести впечатление на других - вот и цитируют они мысли других, выдают за свои... ну как к ним относиться - неинтересны и скучны они.

Наверное и правда, делая таких кукол, можно не опасаться, что кто то это повторит. Возможно ли в принципе повторить такую красоту?










* * *
-Каждая твоя кукла уникальна. Ты принципиально не тиражируешь кукол? Есть ли это в планах?

-Уникальную куклу делать в миллион раз интереснее, чем копию, но это также отнимает намного больше времени. Я начинаю задумываться о маленьких тиражах, хочется повысить свою продуктивность.

-Берешь ли ты заказы? (делаешь ли кукол согласно пожеланиям заказчика?) Если нет, то почему? Если да, то каковы границы, которые ты никогда не переступишь в сотрудничестве с заказчиком?

-Нет, заказов я не беру. Когда я выбрала путь профессионального кукольного художника, одним из важных мотивов было желание работать независимо. Наверное, своего рода травма после 7 лет работы с заказами и заказчиками. :)

-Твои любимые материалы для создания кукол?

-На сегодня - самозастывающие пластики и натуральные ткани.

-Ведешь ли ты курсы? Нравится ли тебе преподавательская работа? Считаешь ли ты, что любого можно научить делать кукол?

- На сегодняшний день для курсов у меня нет времени. Преподавать мне нравится, но не каждому. Люблю делиться знаниями с талантливыми людьми, с такими, которые кипят идеями, которые хотят расти и им нужен всего лишь небольшой толчок, немножко информации про технологию. Такие ученики великая радость для учителя - ты им даёшь зёрнышко, а они из него дерево выращивают.
А уж абсолютно меня убивает: “Здравствуйте, мне очень нравятся ваши куклы, но они такие дорогие, а не могли бы вы меня научить таких делать?“...!

И тут вот подходим к следующему вопросу… Ты спрашивала, можно ли любого человека научить делать кукол? Механически выполнять техническую часть - да, можно. Но стать художником может, увы, не каждый.

-Есть ли куклы, с которыми ты никогда не смогла бы расстаться?

-Никогда - это длинный срок, но вот живёт у меня парочка - Продавец Снов и Властелица - не поднимается рука продать - ну люблю я их очень.

-Есть ли у тебя куклы других авторов?

-Пока ещё нет.

* * *
-Кто и что является для тебя ориентирами в творчестве? Откуда черпаешь вдохновение? Смогла бы ты жить без кукол?

-Творчество для меня - неотъемлемая часть моего существования. Просто организм так работает. Иногда словами трудно передать, а вот куклой как-то взял и сказал. Это мой способ самовыражения, общения с миром, а так как общаться можно о разном, то и тематика у моих кукол разная, но все они отражают мои чувства и эмоции. Когда что то очень и очень сильно затронуло, так сильно, что держать в себе больше не можешь - тогда и рождается новый персонаж.







-Куклы занимают все твое время или же остается время для каких то других видов творчества?

-Куклы для меня главное, но иногда, когда хочетса перерыва, я отрываюсь от кукол и рисую - что приносит мне не меньшее удавольствие.

-Кукла для тебя в бОльшей степени - объект игры или арт объект?

-Моя кукла это арт объект, с которым можно взаимодействовать. Я думаю, что современному человеку наскучило быть только зрителем и всё больше и больше хочется самому участвовать во всём. Искусство - не исключение. Моими куклами можно не только любоваться, их можно и трогать, а шарнирным даже позы менять. Я использую материалы, которые интересны и приятны на ощупь, но в тоже время предупреждаю коллекционеров - это не игрушка, и относиться к ней надо с уважением.

-У твоих кукол совершенно потрясающие уникальные костюмы, а для себя ты шьешь что то?

-Ах... это очень болезненный вопрос. Да, я очень и очень люблю вышивку и кружева и красивые широкие юбки, и ботиночки на высоких каблуках, а узкие корсеты...ах!... но нет - для себя я не шью. Времени нет для себя шить... да что там шить - мне даже в магазины ходить времени жалко. А потом… ну не ходить же мне в бархатных нарядах по пыльной студии... зато и отрываюсь на куклах - им то корсеты дышать не мешают, и от каблуков ножки не болят. :)

-Какой на твой взгляд должна быть идеальная среда для художника кукольника? Твоя среда соответствует идеалу? Что так или иначе влияет на творческое настроение?

-Моя мечта - белый дом с садиком в стиле прованса посреди цветущих лугов, а в нём большая уютная кухня с камином, несколько спален для многочисленных гостей и конечно же просторная студия с большими окнами - вот что то похожее как в фильме “Stealing beauty“. Ну а в реальности у меня всё пока cкромнее, НО - я не позволяю этому влиять на моё творческое настроение - пусть лучше мной движут мечты. :)




Материал подготовила Наталья Саморукова

Портрет

Previous post Next post
Up