В этом посте я попытаюсь приоткрыть завесу тайны темы, которая касается многих из нас каждый день. НО, как мне показал жизненный опыт, почти никто ничего про неё не знает.
Метрополитен есть в 7 городах России (не считая метротрам в Волгограде), а это значит, что около 23.8 миллионов человек в нашей стране могут ежедневно пользоваться данным видом транспорта. Это примерно каждый 6 гражданин России.
Речь пойдет про Петербургский метрополитен. В далёких 60-х годах 20-го века, когда строители сооружали перегон между станциями "Невский проспект" и "Горьковская", в районе Марсова поля строители наткнулись на линзу плывуна.
Плывун это такая смесь грунта и воды, в которой очень плохо строить метрополитен (особенно 50 лет назад, когда технологии были не те). И ничего плохого не случится, если ты этот плывун трогать не будешь.
Встал вопрос о том, как же его обойти, не нарушая СНиП. (Строительные нормы и правила - документ, в котором написано, как нужно проектировать и строить).
Схема проблемы выглядела примерно так:
На тот момент СНиПом максимальный уклон трассы в продольном профиле был равен 43‰.
Что такое 43‰ (промилле) и что такое уклон, для тех, кто не знает.
Уклон это показатель крутизны склона, который численно равен превышению между начальной и конечной точкой на 1000 метров. То есть если простым языком, то вот стоишь ты на месте, а от тебя начинается равномерный склон, который через 1 км будет на 43 метра выше. Значит за 1 км мы равномерно поднимемся на 43 метра, если пойдем в эту горку. Следовательно уклон 43 тысячных или 43 промилле.
Почесали репу проектировщики, никак не получалось с таким уклоном у них обойти плывун. Сверху никак, а если снизу подлезать, то не хватит даже максимальным уклоном дойти до станций (то есть условно говоря, пришлось бы делать так: "Сенная площадь", следующая станция "Петроградская").
После того как перебрали все возможные варианты просто взяли СНиП и сделали в нём поправку: максимальный уклон продольного профиля 43‰ (в особых случаях 60 ‰).
Как вы уже догадались, именно из-за этих уклонов этого тоннеля. Поезд на 2 линии длинной 120 метров. Как мы с вами уже говорили, каждые 1000 метров в этом тоннеле мы опускаемся на 60 метров. Это значит, что каждые 100 метров мы опускаемся на 6.
Тут то и получается, что голова поезда на 7.2 (!!!!) метра ниже, чем хвост того же поезда на этом участке тоннеля!
Перепадик огого, поэтому и назвали Американскими горками.