Сегодня старый русский праздник - Андреев день. Хочу напомнить, как в истории он проходил.
В ночь под Андрея существовал обычай гадать на женихов. Прежде всего, старались вызвать вещий сон, в котором девушка должна была увидеть своего суженого: ставили под кровать миску с водой, под подушку клали немного кутьи, зеркало, нож, мужскую шапку или щепку, вырванную из забора понравившегося парня. Чтобы увидеть своего суженого, девушки сеяли семена льна в горшочек с землёй, а потом читали над ним «Отче наш»: девять раз стоя, девять раз опустившись на колени и девять раз сидя. После этого читали специальный заговор: «Святый Андрею, я на тебя лён сею, дай же мне знать, за кем я буду тот лён рвать». Такой горшок ставили под кровать.
В Белоруссии в этот день высевали семена конопли или льна рядом с колодцем, родником или возле дома. Такое высевание было неслучайным - весною 15 (28) апреля, также в день Андрея, в белорусском Полесье обычно сеяли коноплю (в других местах - 17 апреля). Результаты этого занятия ощущаются осенью и как бы объединяют общим делом двух тёзок. Само действие гадания - посев, носило явно символический характер: как засеянное должно взойти, так и загаданное должно сбыться в недалёком будущем - «Святой Андрей, я коноплю сею, дай мне знать, с кем буду я рвать». Чтобы загаданное сбылось, девчата накануне целый день постились и избегали разговоров. Если все брошенные семена прорастали весной - это обещало счастливый брак, если всходы были редкими - ожидалось безрадостное замужество, если семена совсем не всходили - это считалось признаком смерти.
Веронику называют андреевой травой, считается, что свитая в венок, вероника помогает от лукавого. По народному поверью, девушки, думая о милых дружках, держали при себе веронику: «с ней поведёшься - желанного не потеряешь.
На Украинском Полесье - Калита, праздник юношей. На Калитянских вечерницах происходят инициации парней - их принимают в компанию юношей. Молодые парни прыгают к Калите - ритуальному хлебу (его выпекают исключительно девушки) и откусывают кусок. После этого «новички» угощают всю компанию. Теперь они могут участвовать в вечеринках с девушками, ходить на свидания, на покос, выполнять всю мужскую работу, свататься и жениться.
По карпатским представлениям, ночь накануне Андреева дня - время разгула нечистой силы, когда ведьмы отбирают у коров молоко. Чтобы защитить скот, гуцулы в восточной Словакии жгли в эту ночь на возвышении «андреевские костры».
В этот день воду «наслушивали». Утром на реке рубили прорубь и, прежде чем зачерпнуть воды, опускались на колени на краю проруби, прижимались ухом ко льду и слушали. Верили, что если вода шумная, то надо ждать метели, стужи. Если вода тихая, то зима будет тихой, хорошей. Результат сверяют с тем, что дал Юрьев день. Черпали воду из проруби, несли домой. И если вода была шумной, то сразу наливали её в чугуны, не разливали по лоханям - следовало воду успокоить, чтобы с ней в твой дом шум не вошёл.
Начиная с Андреева дня вступают в силу запреты (действующие до Нового года или Крещения) на все виды ткаческих работ, мотание ниток, чтобы «звери не мотались около загонов», снование вне дома (у сербов период от Андреева дня до Нового года называется несновица. По болгарским поверьям, с Андреева дня день начинает увеличиваться «на одно просяное зернышко» и все вокруг наедрява (т. е. увеличивается, прибавляет в росте, размере). Изредка к Андрееву дню бывает приурочен ритуал прихода в дом первого посетителя - мужчины или мальчика.