"Зачем такая религия, которая запрещает пить, курить и материться?..."

Jan 28, 2013 21:10

1. Пьеса
Это слова персонажа из спектакля "Язычники", на закрытый эскизный показ которого мне довелось попасть в минувшее воскресенье. Автор пьесы - Анна Яблонская, молодой драматург, трагически погибшая при взрыве в аэропорте Домодедово в 2011 году. Смотрела я омскую версию постановки в "Пятом театре", потом уже выяснила что эта пьеса довольно популярна в Москве, где ее поставили несколько театров. Саму пьесу я не читала, и другие версии постановок не видела, поэтому впечатлениями делюсь только от омского показа.

Сразу оговорюсь, что я не являюсь воцерковленным человеком, вопрос веры для меня остается открытым, но я скорее за православие, чем против.Изначально насторожило объявление про 18+ перед началом спектакля - накануне посмотрела "Момент Истины" Андрея Караулова о современном искусстве (передача от 21.01.2013), где показывали несколько современных постановок в столичных театрах. Вот уж у нас, думаю, в наших провинциальных (в хорошем смысле этого слова) театрах на такое не способны.

На ТАКОЕ действительно способны не оказались, но после 5 минут показа я боролась  с желанием встать и уйти. Картина открывалась курящим рабочим, делающим ремонт в квартире, затем диалогом с хозяйкой в лучших традициях подъездных разговоров, где из удобоваримых слов одни предлоги, и в довершении образа рабочий помочился в ведро (слава Богу, за ширмой).

2. Сюжет
Затем дело пошло в более приличных выражениях, смотреть стало легче. Вкратце о сюжете: обычная семья - Муж, Жена, Дочь. Муж неудавшийся музыкант, сидит на шее у жены, промышляющей риэлторством. Дочь - студентка. Всем друг на друга наплевать, тяжкий быт засосал всех с головою, и выплывать оттуда никто не хочет. Внезапно приезжает мать Мужа, которая оставив его в раннем детстве ушла по святым местам замаливать грехи. Ее появление вызывает только новый виток скандалов и напряжения. Бабушка пытается научить всех жить по заветам - соблюдать обряды, молиться, не сквернословить. Ей плохо это удается, но вдруг рабочий перестает пить и материться - неведомая сила приковывает его к земле как только он пытается выпить и сдавливает челюсти при попытке произнести бранное слово. Мужу она находит работу при знакомом батюшке, а жена получает от этого же батюшки большой процент за покупку недвижимости. Вроде жизнь налаживается. Но тут Дочь выбрасывается с балкона изза неудачной любви и оказывается в больнице, а Муж понимает, что батюшка торгует сигаретами и водкой без акцизов, и увольняется.

Рабочий - отдельный персонаж, бывший моряк, он рассказывает Бабушке-богомолке историю про маску темного духа, которую он привез из Африки и повесил над кроватью жены. Через три месяца она умерла от рака. К концу пьесы "заклятие" от водки и мата "спадает" и он снова всласть напивается, сопровождая это монологом о смысле религии. (Цитата по памяти) "Зачем мне такая вера, если она не дает пить, курить и материться? Я вот водки выпил и человеком себя почувствовал. А эта вера учит только страдать. Эти святые ведь веригами себя изувечивали, до шрамов!" Бабушка крестит лежащую в коме внучку, а Рабочий со своей стороны вешает у нее в больнице маску черного духа. Внучка выздоравливает, оставшись инвалидом. Бабушка умирает. Муж уходит из семьи. Мать радуется новым отношениям с дочерью, которая теперь проводит с ней все время. Рабочий уходит в плавание к берегам Африки.

3. Мои впечатления.

"Вы считаете ненормальными верующих потому что они считают что помимо этой реальности есть еще и другая реальность. А что мы должны думать о вас, которые в этой реальности видят то, чего нет? Что заставляет вас писать такой бред? Вам снятся по ночам кошмарные сны, в которых толстые священники бегают за вами дабы насильственно окрестить При виде церквей у вас возникает чувство тошноты Обратитесь к врачу: Русская Православная Церковь одобряет официальную медицину."
http://ycnokoutellb.livejournal.com/116345.html
Я не театральный критик, поэтому избавьте меня от глубокомысленной философской рецензии. Их полно. И ни одна не отражает, что же на самом деле происходит на сцене. Я хочу просто рассказать о своих впечатлениях. Я в шоке. От того, насколько глубока у нас личная свобода, выносимая на суд окружающих, благодаря доступным автору вариантам распространения. Если девушка, терзаясь своими личными мотивами и опытом взаимоотношений с церковью, написала на эту тему пьесу, нужно ли ее выносить на всеобщее обозрение и подавать как удачный продукт драматургии? Если режиссеру созвучна эта тема, нужно ли ставить спектакль для широкой публики, исходя из постулата - "не нравится - не смотри"? Если актерам все равно кого играть на сцене, то где тогда их собственное мнение?
Может ли театр, как и другие виды искусства уподобляться выпускам новостей, где зачастую грязь и негатив находятся  в соотношении 90% к 10%? Может ли слабая пьеса, построенная на личном отношении к религии, преподноситься как открытие, только потому, что автор трагически погиб, а тема взахлеб муссируется СМИ? Нужно ли нести негатив в таком виде зрителям, прикрываясь игрой актеров и свободой слова?
Мой ответ - НЕТ! Я прихожу в театр, чтобы отдохнуть и насладиться спектаклем, а не попасть в подворотню, где я рискую быть облитой грязью только потому что прошла мимо.

4. Миф о церкви и сигаретах.
Особенно задевает фактологическая ошибка, вплетенная в пьесу. Автор фантазирует на тему торговли безакцизными табаком и водкой РПЦ в середине 90-х. Опубликовано уже множество разъяснений событий 90-х, но помнится всегда только плохое, а то, как было на самом деле, впоследствии уже неважно. Вытащили из истории эту тему, скорее всего, для атаки на митрополита Кирилла, заодно объявив РПЦ нажившимися на нелегальной продаже табака и алкоголя в 90-е.
Вот несколько ссылок, где более подробно рассказывается о ситуации. Вкратце уже официально на все вопросы ответи бывший руководитель Федеральной налоговой службы РФ Александр Починок.

Член Совета Федерации, бывший руководитель Федеральной налоговой службы РФ Александр Починок решительно опроверг слухи о причастности митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к торговле алкоголем и табаком в 1990-е годы.

"Я за время работы не видел ни одного документа в этой сфере, связанного с Кириллом, ни одного обращения от него", - заявил А.Починок в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Он также напомнил, что митрополит Кирилл "поставил все точки над i" в данном вопросе еще в 1997 году на пресс-конференции в Даниловом монастыре, когда ему был задан вопрос на эту тему в связи с появлением одной газетной публикации.

"Там были вопросы к Кириллу, вопросы очень подробные на эту тему. Видимо, тогда уже на человека была атака. И он тогда достаточно жестко на них ответил", - сказал А.Починок. http://www.religare.ru/2_61477.html

http://stavroskrest.ru/content/миф-о-торговле-водкой-и-сигаретами-в-информационной-войне-против-православной-церкви
http://apologetics.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=171:-q-q&catid=47:2011-07-27-09-57-37&Itemid=67
http://ycnokoutellb.livejournal.com/116345.html

5. Вопрос веры.
Конечно, в церкви, как и в других организациях, есть люди и местные особенности, совсем ее не красящие. Но категорично заявлять о виновности может только суд. А данная пьеса выставляет церковь посмешищем, отождествляет ее лишь с обычаями, со скорлупками и святой водичкой. Бабушка в качестве олицетворения веры смешна и неубедительна. Зато Рабочий, и семья крайне убедительны в своей примитивной бытовой жизни, в которой не надо искать смысла. В которой нужно лишь чувствовать себя человеком и решать проблемы духовности по-своему, как решала их Дочь - быть проституткой, пить, курить и материться. А маска черного духа в итоге оказывается сильнее крещения, ведь Рабочий не стал плевать на сатану во время обряда, а плюнул на пол.
Вопрос веры очень личный и очень тонкий. Не таким способом он достоин быть поднят. Все-таки театр, по моему мнению, - не место для мата, лжи и пошлости, как бы это не требовалось для "раскрытия художественного образа".  Их и так слишком много в окружающем мире.

Наверное впервые за всю жизнь, я не хлопала по окончанию спектакля.

P.S. фильм "Не верю" будет достойным продолжением моего монолога.
"Фильм Бориса Корчевникова вызвал большую дискуссию в обществе. Хотя что нового и сенсационного там можно было сказать? То, что атака на Православную Церковь организована, проплачена и синхронизирована, говорилось и писалось очень много. Борис Корчевников систематизировал и «причесал» материал, сделав очень хорошую ленту."

пятый театр, церковь, Яблонская, Язычники, омск, миф о церкви и сигаретах, театр, рпц

Previous post Next post
Up