Л.Десятников «Утраченные иллюзии» Генеральная репетиция 22.04.2011(утро)

Apr 22, 2011 22:43

В страстную пятницу утром и вечером Большой театр угораздило устроить генеральные репетиции балета "Утраченные иллюзии". Премьеру ждали. Готовились все (но каждый в меру своей заинтересованности). Друзья балета открыли рубрику "готовимся к премьере" уж месяца два тому как и один из самых интересующих меня вопросов - как они это делают (как готовятся) : вечером засыпают с мыслями о новом балете, а утром просыпаются и, даже еще не сходив в туалет, думают все о нем же; или книжку Бальзака зачитывают до дыр; или знакомятся со всеми партитурами, которые накропал известный композитор Десятников, - еще недавно кризис-менеджер, успешно работавший целый год худруком Большого театра (но не будем о грустном).. ?

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view





Т к я не друг балета, то я ничего такого не делал и вообще не собирался идти, п ч не будучи поклонником, таким серьезным, как Татьяна Кузнецова, творчества Ратманского, занимать кресло во время исполнения очередной пурги, которая все последнее время метет на сцене БТ считал для себя неудобоваримым. Да и просто побаивался одну из посетительниц моего журнала, устроившей здесь жуткое распетушье и угрожавшей вычислить меня (тоже мне секрет полишинеля и бином ньютона вместе взятые).:=)

Врать не буду, любопытство одолевало. Тем более, что слухи, доносившиеся из-за кулис, накануне премьеры были самые разные... Буквально за неделю до выпуска говорили, что кордебалет вообще не знает кто куда за кем идет и кто откуда выходит; что работа по постановке продолжается до сих пор; что тяжеленные декорации падали аж 2 раза и чудом никого не задели во время монтировок. Короче, пошел. C утра можно было отстреляться из пушки по всем воробьям одним чохом - тяжелая борьба за первый состав окончилась в пользу Васильев-Осипова-Крысанова-Овчаренко. Эта веселая компания и будет представлять мировую премьеру, и наверняка войдет в анналы, только не знаю в какие, но в премьерные программки точно войдет.

Подготовка со стороны Большого театра ведется в правильном направлении : репортажи, прессконференции. Не знаю, приедет ли Клемент Крисп, но Euronews в программе культурных новостей наверняка расскажет о событии мирового значения. А Euronews всем известен - он "мама" не скажет без дайте денег.
Зал конечно был битком набит представителями прессы всех сортов и родов и преимущественно пожилой и очень пожилой публикой, но это связано с тем, что по традиции на генералки ходят ветераны. Поэтому про успех рассказывать не буду.

Известный балетный критик Ренанский, а также и другие прогрессивные критики постановили считать Ратманского исполняющим обязанности Баланчина в наше непростое балетное время. Никакого конечно Баланчина я не увидел в исполнении исполняющего его обязанности хореографа. Зато чего только я там не увидел (и даже услышал), кроме танцев...
Начну с музыки во всем объеме всего спектакля. По сравнению с "Анной Карениной" и "Чайкой" музыку Десятникова можно считать - Хренников !. Или почти... Хренников наших дней. Очень конечно, все прогрЭссивно, даже певица попела на непонятном языке в кульминационных местах и подкрепила вокалом вступление, что напомнило мне начало спектакля "Сельская честь", но не подумайте что музыкально.:=) И если бы была хоть какая-то хореография, то потерпеть эту музыку фоном, как все теперь привыкли, было бы вполне возможно. Но т к с хореографией в это утро было совсем плоховато, то музыка показалась нудноватой : кто-то жаловался, что начал подсыпать в 1-м действии, которое длилось около 50 мин; кто-то вырубился во втором, даже несмотря на фуэте на столе в атласной юбке; а кого-то окончательно сморило в 3-м. Но что я отношу к положительной стороне - музыка давала возможность людям вздремнуть по мере уставания от просмотра (т е никого не стошнило и никто не уходил). Оркестр Большого театра, играя эту новую музыку и понимая, что впереди мировая премьера, очень старался. Не обошлись конечно без киксов в меди, но кто его знает, - я решительно отказываюсь утверждать, что медные фальшивили, п ч не знаком с правильным музыкальным текстом. Дирижера совсем не было видно, наверно сидел, уткнувшись в партитуру.





«Это сюжетный балет, но в нем есть все балетные жанры»
// Леонид Десятников о своей новой работе

открыть материал…


Дальше плавно перехожу к хореографии.
Три действия оригинального хореографического текста г-н Ратманский никогда в жизни не выдавал и в этот раз ничего такого ему сделать не удалось. Т е 2 антракта конечно были, но пышным наполнением хореографией "Утраченные иллюзии" ни при каких условиях не назовешь. Немножко потанцевали, когда танцы были по случаю :

- балет в балете / первое - сильфидоносное (где Сильфида почему-то 2 раза умерла :=) ); второе - что-то такое непонятное в 3-м акте
- также скупыми мазками были охореографлены порывы страсти центральных героев

Лейтмотивом прыжковой части являлся подскок. Подскакивали все. Причем, одинаково. И фантазией вооружить каждого персонажа каким-нибудь фирменным личностным подскоком у Ратманского не хватило. По ТВ Меськова, анонсируя постановку, пообещала канкан, но т к ее на сцене не было, то видимо по этой причине канкан не состоялся.:=)

Но спектакль конечно же фирменный, - ратманский, - по целому ряду параметров :

- режиссерски не собран никак / на сцене детсадовская беспомощность / ну не умеет человек ставить сюжетные балеты, пусть себе ставит одноактовки в красных шапках, не все ли равно по какому поводу визжать и развешивать маски нашей прессе.
- практически ни один характер не имеет индивидуальной танцевальной характеристики / все лепят одно и тоже, при том, что исполнители были вполне готовы к раскрытию образов и танцем и игрой, но у них не было материала, на основе которого можно было состряпать хоть что-нибудь немного захватывающее
- и к сожалению Ратманский по прежнему - кончать не умеет / все незакончено : чего-то начинает - плюнул, бросил / фрагментарно, урывками, бесформенно / без всякой концентрации чувств и проявления индивидуальности.
- то, что потаскал отовсюду, это понятно - рука мастера.

Не оч понятно, зачем этот балет в Большом театре... Ни один танцовщик в нем новыми красками не заиграет, не засверкает никакими гранями своего таланта и никто на них не посмотрит с какой-то иной точки зрения.
Иван Васильев как был Спартак, так Люсьен никому и не запомнится.
Осипова, как была Китри с бубном и с веером, так будут ходить на "Утраченные иллюзии", чтобы потом писать как я хочу чтобы Наташа станцевала Китри.
Крысанова получила роль, которой практически в этом балете нет; разве, что деньги будут платить за балеринский выход.
А для Овчаренко партия вполне соответствует таланту, но выше головы все равно здесь не прыгнул.





В общем, Большой театр галочку послезавтра поставит. Пошумит по всем каналам. Погордится. А с переходом на большую сцену, спектакль скорей всего останется на малой, п ч балетик камерный, о вполне непритязательных чувствах с танцами непритязательного балетмейстра и с музыкой ни на что не претендующего композитора.

БАЛЕТ

Previous post Next post
Up