Сначала все таки про Nadia Krasteva. Блестяще исполнила свою партию. И это единственное, что может меня примирить с тем кошмаром, который царил на сцене Большого.
По окончании 1-ого отделения наблюдался уже привычный зрительский отток. Людей пытались остановить на выдаче пальто, объясняя, что это еще не конец, но в ответ получали одно и тоже - ну невозможно это вынести, а иные говорили - до рвоты. Вон оно как стало... Большой театр можно только поздравить. Как любит рассказывать его худрук г-н Иксанов - театр сейчас на большом подъеме. Уж позвольте не согласиться с этим замечательным постулатом директората заведения на Театральной площади.
Полгода в поте лица трудится команда профессионалов; сменился худрук; все взялись, засучив рукава; нагнали кучу народа. А какие свершения на примере одного отдельно взятого спектакля, например, «Кармен»? Постановка, понятное дело, бездарная, но нынешние ребята к ней отношения не имеют. С них в этом смысле взятки гладки. К исполнительнице партии Кармен Наде Крастевой претензий нет, чтобы там не рассказывали своим приятелям из разных жж местные солистки про отсутствие грудного регистра у меццо-сопрано, им всем до нее, как до луны.
Но следует отметить, что Крастева далеко не всегда поет в этом спектакле и вот тогда полный аут и пипец, хотя бы потому, что в "Кармен" есть еще одна важнецкая роль - так называемый Хозе из оперы Бизе. И если на премьере ее вполне прилично озвучил(по крайней мере не мешал) Жерар Пауэрс, то теперь Хозе постоянно поет Роман Муравицкий. И кошмар ситуации заключается в том, что лучший Тамбурмажор совсем не обязательно может быть хоть сколько-нибудь пристойным Хозе. Такова специфика нововенца Берга. Но Муравицкий это старые дрожжи, такие же, как Маквала Касрашвили, и уж извините, нам с ними идти по жизни.
Но вот другая ситуация : не может 3 дня подряд - он один-то день может - по понятным причинам петь один и тот же тенор. И в БТ, в нашем огромном большом театре нет теноров. Самое время покопаться в Молодежной проограмме. Самых достойных отобрали, они полгода занимаются, живут в неплохих условиях, арию Хозе уже наверняка изучили. Ну и милости просим, выпускайте птенцов, для чего сыр бор разводили. Или в школе молодых певцов ни одного тенора не предусмотрено, одни баритоны и легкие сопрано. Получается так. Никого нет. Пришлось срочно вызывать иностранца. И уж какого придется. В нашем случае это был Эмил Иванов из Болгарии, собственно, оттуда, откуда и Крастева. Но спеть эту партию он не сумел. Ну не все ли равно кто не сможет спеть Хозе? Какой-нибудь наш тенор из хора встал бы в уголку с партитурой, а Муравицкий бы отбегал это дело, как сейчас везде принято. Или бы уж Сам, Вдовин, вышел, да спел. Чует моет сердце, у него получилось бы не хуже, чем у Иванова.
Я вообще подозреваю, что в ближайшее время в Большом театре мы никогда не уcлышим приличных голосов, их не будут приглашать, чтобы не дай бог пипл не кинулся бы в сравнения. Если к нам приедет какое-нибудь сопрано, то несомненно оно будет хуже, чем Маквала Касрашвили. Найти такое трудно, но наши постараются - нашли же Иванова(а он реально хуже Муравицкого). И тенора нормального мы в спектакле БТ тоже не услышим, п ч нормальным тенорам платить надо и они в «Воццеке» не поют. Оперная политика театра теперь еще в одном флаконе с Молодежной программой. Где эта талантливая молодежь? Моржует в филармонии за деньги Большого. Что за фигня. Люди после консерватории обязаны уже петь и уж в таких ситуациях решать проблемы надо своими силами.
Короче, полгода обновленная опера отчаянно трудилась. Развели мышиную возню. Обещаний надавали горы, а Хозе так никто спеть и не может. Заодно никто не может спеть Калафа и Каварадосси. И получается - никто ничего кроме «Воццека» в Большом театре спеть не может. ГАБТ добился своего - медленно, но верно становится театром Берга и своих солистов. К нам едет из Новосибирска Джиоева, в списке приглашенных появились Крутиков и Заремба. Театр широко открывает свои двери для тех, кто уже давно вышел в тираж и желает поправить свои дела. Главное, ни в коем случае не петь лучше определенной планки, заданной политикой Фихтенгольца-Вдовина-Касрашвили-Курентзиса-Чернякова ну и конечно худрука. А уж говенных постановок под омерзительные голоса они понаставят, это дело простое.