В предверии Рождества Христова происходило великое множество событий.
На первом месте, конечно, встреча форума *Жопагены*, наконец-то, с участием Кактуса;
на втором, ангажемент *энергетической* балерины в Париже в «Щелкунчике» и выезд туда боевого авангарда физически маломощной интеллигенции с форума балетфрендс для поддержки главной звезды домена;
ну и прям в Рождество состоялся знаменательный дебют - Иван Васильев выступил в Мск в заглавной партии в самом новогоднем балете.
Меня не было нигде, но я знаю всё ! - вот такой я человек.
Сам же я 6-ого числа сел в поезд Москва-Рига и отправился куда подальше от всего того шума, который творился в столицах России и Франции.
Аккурат в православное Рождество в Риге, в столице свободной Латвии, входящей в Евросоюз давали Пиковую даму Петра Ильича со звездами мировой оперы Aleksandrs Antonenko и Kristīne Opolais.
Ну и чего было не поехать, если у меня мультивиза…
Нет, конечно можно было бы слетать и в Парижик, но я что, ненормальный и балет не видел, да и Осипову видел достаточно. А в Риге не только опера, но и друзья хорошие. И так все получилось по дружески, с осмотром стольного города, с посиделками в кафе, с заходом в театр за 6 лат(отдельно отмечу, в этот день можно было купить билет еще дешевле - за 3, п ч четверг день скидок).
Единственная неудача, не дождался Антоненко, моего нового кумира.:-)
Ну это неважно, главное, что все сложилось хорошо.
А что, собственно, хорошего - хочется ответить на вопрос, который мне никто не задал:-)
Разумеется, режопера, - настоящая, комнатная. Костюмы натурально из магазина и все аксессуары оттуда же. Когда поднялся занавес, - а я же помню, что в режопере надо оч много думать, - я задумался... Где я? Сначала показалось, что в вокзальном зале ожидания: были стулья, но не было рельсов, еще сильно смущал хор, одетый весьма разношерстно - от медсестры до кавалергарда. Я продолжил думать и предствил себе Дом Культуры, наличие в углу пианино все больше укрепляло эту мысль, но тут высокие прямоугольные коробки, стоящие там и сям, взлетели на спец канатах вверх под колосники и на сцене оказалось несколько скульптур; появились дети в форме суворовцев и я пришел к выводу, что у меня на глазах происходит экскурсия в музей. Вдруг, сзади замелькал плакат «Да здравствует 1 мая !», я намек понял и стал поджидать пионэров, но они не пришли. Зато появился стенд «Лучшие работники нашей поликлиники», прошу учесть - все по-русски и я окончательно перестал заморачиваться на тему что все это значит и стал присматриваться к солистам.
Т к исполнителя партии Германа я в лицо знал, то он меня в заблуждение не ввел, окончательно утвердив в мысли - это Герман, запев Я имени ее не знаю.
Click to view
Дальше я этот ребус-кроссворд разгадал легко, т к оперу слышал неоднократо и какой персонаж что поет знаю. А уж как там разбирались те, кто пришел в режоперу в первый раз, это проблема тех, кто приходит в режоперу в первый раз.
Click to view
Во второй картине скульптуры куда-то делись, появилось много горшков с цветами и Лиза с Полиной затянули дуэт в окружении хористок, изображавших тёток, разбирающих барахло из чемоданов. Это все быстро надоело не только мне, но и гувернантке, которая всех прогнала со сцены. Явилась Маша, больше похожая на тетю Машу с раскладушкой и свернутым матрасом под мышкой. Все это дело застелила и я так понял, что здесь, типа, Лиза и живет:-).
Click to view
Допев Откуда эти слезы, раздетая до лифчика Лиза спинным мозгом почувствовала (т к довольно долго не поворачивалась), что в комнату вошел Герман, и начались чувства в режоперной интерпретации : с хватанием за грудь, беготней по сцене, падением на колени и исключительно трогательным финалом -
Ну прям слеза прошибла:-)
3 картина. Опера сваливается в корпоратив. На сцене, разумеется, гирлянда из надувных шариков, дамы все в блестящих платьях, пастораль звучит в исп приглашенных артистов эстрады, Златогор приезжает на самокате, а во время балетного проигрыша все дружно отплясывают твист. Заканчивается вся эта бодяга Её Величество сейчас пожаловать изволит. Оно и пожаловало)): по красной дорожке, виляя бедрами, в розовом купальнике с лентой наперевес с надписью мисс чего-то там. Перепившая мужская часть публики на сцене ее сразу захотела, женская их удерживала. Чудненько, - подумал я,- посмотрим, что будет дальше...
Комната Графини. Поет это она своё соло, появляется Герман и ... сразу режоперская находка : Графиня, разумеется, пугается, но умирает от того, что хлопнула пробка, вылетевшая из бутылки шампанского, причем, Графиня ее (бутылку) сама и открывает.
Click to view
Вот почтиюноше нашему до такого сроду не додуматься. Свежо! Интересно! И момент хоть и трагический, а ржать хочется ужасно, что я и делал.
Казарма как-то даже не показалась после Комнаты Графини. Ну Герман в спортивном костюме; ну письмо Лизы читает ему сама Лиза - ее голос раздается из автоответчика; ну Графиня вещает из телевизора; ну залез Герман от страха под кровать - уж такой-то фигни мы насмотрелись.
Мне больше понравилось, что в следующей картине в казарму в эту комнату с кроватью приходит Лиза и поет там свою арию, дожидаясь Германа. С последним громким ударом курантов возвращается Герман с пакетом из бутика и под миновали страданья начинает переодевать рубашку. Финал - все уходят : Герман, неторопливой походкой, понятно куда, а куда поперлась Лиза - я подумал и пришел к выводу - в мир иной:-) При этом, прошу заметить, они отправились в одну и ту же дверь. В этом месте стало совсем весело.
Click to view
Герман по принадлежности явился в игорный дом, и оказался в 1-й картине первого акта и тут я додумался, что жизнь Германа замкнула круг. Коробочки поднялись, а под ними были игровые автоматы.
Под финальный реквием, спетый мужской частью хора оч слаженно, но уж чересчур резво, на Германа опускается коробка. Надо бы плакать, а хочется смеятся.
Любовь Соколова - Kristine Opolais - Modestas Pitrėnas - Aleksandrs Antonenko - Samsons Izjumovs - Ольга Яковлева
Вот такая постановочка. Жаль, что Латвийская опера теперь в Евросоюзе, а на Евросоюз Золотая маска не распространяется, а то я бы первый проголосовал за то, чтобы режиссера Andrejs Zagars наградили этой уникальной наградой.
Это про идиотизм, теперь про вокал и вообще про оперу.
Оркестр, несмотря на небольшой состав, играл очень прилично, без откровенных киксов и ляпов. Хор в стране, которая любить петь хором, пел, как один человек с хорошим голосом. Совершенно бесподобный хор мальчиков в 1-й картине, но было бы странно, если б он был плохой в католической стране. Это все в зачет прослушанной опере.
В зачет ей также вокал Aleksandrs Antonenko.
Правда, временами мне казалось, что петь ему несвободно, т е выжимает он из себя и слишком ширит звук. Акценты вокальные ставит ради акцентов, а не со смыслом. И вообще, сдается мне, что Антоненко поет не свой репертуар, он чистый лирико-спинто с большим голосом и партии драматического тенора это не его. Он с ними справляется, но голос свой при этом насилует. Так оно и бывает, п ч есть востребованность в драм тенорах и лирики, которые могут крепкие партии хоть как-то озвучить, будут петь такой репертуар. И это оч жалко. Хотя, если у него все получится и он будет петь долго, то, как говорится, давай бог. Мы такие примеры знаем, когда лирико-спинто пел Отелло.
По части драматического таланта, хотел написать дела обстоят не так здорово, но потом понял - они никак не обстоят. Такого таланта певцу бог не дал. Слишком много оперной вампуки, экзальтации, дешевых игровых приемов. Да просто певец с неплохими внешними данными не смог отоварить эту роль визуально. Временами Антоненко играл не Германа, а Отелло, видать крепко засела в нем эта партия.
Click to view
Кристина Ополайс певица модного нынче энергетического плана. Вокализировала с активным напором и бегала по сцене с не меньшим.
Я не знаю какова была задумка режиссера, по мне, Ополайс вообще никакую задумку не смогла обыграть и есть сомнения по поводу того, была ли у нее самой какая-нибудь задумка. Т к в этот вечер мне пришлось слишком много и напряженно думать:-), мыслей на то, какой образ создала Ополайс, у меня не хватило. Вот уже сейчас, по истечении времени, вижу ее некой неудачницей на оперной сцене, психо-невралгической. Этакая забитая бояка с испульсивным характером.
Вокально озвучила партию без особых изысков: у Ополайс сильное сопрано; бедное тембрально - красок в голосе не наблюдается, слегка обелённый звук; поет резко, без нюансов.
Про остальных солистов совсем коротко, и так оч длинно получилось :
Samsons Izjumovs-Самсон Изюмов на сцене давно и сказать, что голос его до сих пор молод свеж, никак нельзя. Но певец умный: там, где не может, разговаривает, там где может поёт:-) и весьма неплохо. Болтанки нет, правда, и голос беднее стал, стерся. Баллада и песенка Томского в его исполнении не испортили впечатления.
Jānis Apeinis-Янис Апейнис (Елецкий). Благородная внешность, голос небольшой, лирический, арию пел по складам, не выразительно.
Любовь Соколова, приглашенная Графиня из Мариинки. В плюс то, что никого, из ранее виденных/слышанных мною Графинь, не копировала - ни актерски, ни вокально. Низы тусклые, средний регистр насыщенный. Красивым ее пение не назовешь, но меццо честное, настоящее.
В сильно страдающей от кризиса Риги в Оперу народ ходит. Режоперу терпят. Такие постановки пытаются объяснить происками против русского искусства, но я-то знаю, что это ни какие не происки - это поиски существования бездарных постановщиков в многострадальной опере, в которой всякий раз вывезет вокал. И на Пиковую даму люди все равно пойдут, чего бы там на сцене не показывали. А уж если Антоненко подъедет, то мы и в Мск побежим. Но у нас такого Германа в скором будущем не предвидится. Поэтому вот, съездил в Ригу, еще куда-нибудь съездим... Кто-нибудь к нам подъедет. Так вот вот и живем...