Я доверился Россини и следую только за ним. Это итальянская опера о жизнелюбии, ибо автор её, как никто, любил жизнь. В ходе постановки зрители будут вовлечены в эти невообразимые интриги, а когда всё закончится, должно остаться ощущение большого оптимизма и жизненной энергии. (c) Элайджа Мошински
Нужно ли говорить, что хотели как лучше, а получилось как всегда, по-нашему - скучно, нелепо, пошло. Плюс ко всему совершеннно кондовое исполнение оркестром, солистами и хором у меня лично вызвало ощущение (причем, с самого начала) - скорей бы этот балаган закончился.
Синтез чаплинского гротеска и итальянской комедии-буффа не получился, больше всего это походило на очередной выпуск программы "Кривое зеркало" или вечер с Региной Дубовицкой, когда включая ящик недоумеваешь - а чё тут смешного ? Ну да, были те самые персонажи из немого кино, но оптимизма они совершенно не придавали, наоборот сильно раздражали. Была режиссерская находка : финал 1-ого акта проходит в приемной доктора Бартоло, где на складных стульчиках ждут своей очереди хромые, кривые, косые..; у одной даже схватки начинаются во время ансамбля... Там же доктор поет свою арию, туда же вваливается Альмавива, который в этой сцене больше походил на неуверенного кавалера на первом свидании и на пьяного развязного охвицера никак не тянул. В остальном, примитивная разводка артистов. Вот и Мошински опустился ниже плинтуса, а ведь были у него очень качественные постановки : стильный "Самсон", например, или постоянно возобновляющийся во многих театрах "Стиффелио", да и реконструкция "Отелло" и "Силы судьбы" в Мариинке - добротно сделанные оперные спектакли.
Но тут удивляться нечему, Новая Опера тем и знаменита, - там вечно Г**** за конфетку выдают, всё с ног на голову - то музыку искромсают вдоль и поперек, то вместо оркестра пианина, а уж какие там спектакли идут - это даже не режопера, а черт знает что такое... Ну раз в очередной раз не удалось зажечь режиссерски, можно было
ударить по ушам), вокалом, тем более, что голоса в театре есть и неплохие...
Розину по российской традиции всегда поют легкие сопрано(исключение Нам в БТ и Лариса Костюк в первой постановке "Севильского" в "Геликоне") Хотя сейчас вроде дело сдвинулось с мертвой точки : некоторые меццо сдабривают свои конкурсные программы каватиной Розины, но на театрах продолжают колоратурить пищалки. Именно пищалки, п ч полностью озвучить партию Розины они не в состоянии : нижний регистр проваливается, середина хромает, остается только главный козырь - свободный верх, но и он как правило у наших недостаточно развит и зачастую просто неприятен на слух. Нет, ну есть конечно великолепная Анник Массис с её фирменной шероховатостью, насыщенностью и просто фантастическими ферматами, и она поет Розину, но только не у нас, а на веронской Арене...
Исполнение Ольги Ионовой в спектакле Новой Оперы можно назвать приблизительным и актерски и вокально. Слушая каватину в её исполнении поймал себя на мыли - никогда не думал, что она такая длинная и заунывная Так это было скучно, серо, противным голосом и плыла она мимо нот, как шаланда в шторомовое предупреждение, ни одной крайней верхушки не взяла с налету. В сцене урока пения та же песня, в ансамблях её неинтересный голос терялся, как впрочем и голоса всех солистов - со сцены доносился гул под такой же неслаженный гул плохо настроенных инструментов, в котором естественно доминировали ударные и нашефсе - медь. Ни о какой филигранной отделке, изяществе даже говорить не приходится, будто б это и не Россини вовсе, а какая-нибудь "Майская ночь"(которую, кстати, наши тоже петь не умеют).
Нашим вокалистам еще с младых связок вдолбили, если взялся за Россини - клоунируй и чем больше, тем лучше. Раньше это были дешевые ужимочки, теперь, когда российская опера обратила взоры на запад, к этому приему добавился еще один - игра голосом. Западные, они же вон какие раскрепощенные на сцене, органичные, музыкальные. Но сценическая свобода приходит только при абсолютной вокальной свободе, а её у наших нет и врядли будет. Вот и пыжатся изо всех сил, щеки надувают, глотки глубят, чревовещанием занимаются, звук форсируют, иногда и вовсе переходят с распевного речетатива на рэп, - вот таким образом объемно показывают характер. Это теперь такая фишка в опере - нет голоса, дадим натурализЬм по полной. Только игра и кривляние абсолютно разные вещи - этого наши ну никак не усвоят.
А чем хорош душка Россини, обыгрывать-то его обыгрывай, но и петь не забывай, по нотам. А петь по нотам практически ни у кого из солистов не получалось. Единственное более-менее светлое пятно Василий Ладюк(ради которого я, собственно, и пошел) очень сильно смахивающий на Михаила Борисова, ведущего "Русского лото", только с шевелюрой. Он спел все чисто, но переусердствовал с рязанскими страстями(но может быть так режиссер задумал) Его излишнее комикование на потребу толпы, да еще в таком откровенном слабом режиссерском спектакле, конечно выдвинуло певца на первое место, но Фигаро, а мой взгляд, все же делец, а не шут. Хотя есть же у нас неадекватная Татьяна в "Онегине", появилась ранимая леди Макбет и 5 человек в сети доказывают с пеной у рта, что это и есть самое настоящее) Вокально мне показалось, что Ладюк стал ширить звук и у его, когда-то мягкого лирического баритона, появился горловой оттенок. С такими темпами можно вскоре превратиться в вокальный суповой набор под названием Павел Черных или Владимир Красов. Не вопрос, сочность, красивый насыщенный звук и блестящая техника - то, что нужно для Фигаро, но зачем над связками так издеваться, тем более, что против природы не попрешь - в финальном дуэте 1-й картины голоса Фараджева и Ладюка феноменальным образом совпали, как два доминги - два удавленника; только первый горлил нежно, а второй напористо. И в арии, к слову сказать, Ладюк подхрипел малость на верхней ноте...
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
Георгий Фараджев нисколько не изменился, все также поет казенку, - ни одной вставной ноты, голос средней степени противности, но как только дело доходит до каденций - всё, выноси всех святых - поет своё, фальш сплошная. Чессу, ясен перец, купировал, буквоеТ Ромочка расстроился бы. Во втором действии, когда Фараджев предстал Доном Алонсо его специфический тембр был как раз к месту и певец выглядел более чем убедительно.
О басах мне в общем и сказать-то нечего... Пели как могли, а могли не очень
.
You can watch this video on www.livejournal.com
Несмотря на то, что в Новой Опере все же не столь скудный репертуар, как в Большом театре, ходить туда нужно очень осторожно, а лучше исключительно на сборные концерты местных аборигенов, вытянуть целую оперу их не хватает.