Что поимел Большой театр с новой постановкой SALOME Richard Strauss..?
Когда-то это было скандальное и безнравственное произведение / сейчас сказать такое язык поворачивается только у музыкальных обозревателей : им нужно *шапку* состряпать перед тем, как перейти к обозреванию всего того, что они видят на сцене.
Асмик Григорян | Salome
Etienne Pluss | Сценограф - Claus Guth | Режисер-постановщик - Olaf Freese | Художник по свету - Roland Horvart/rocafilm | Видеопроекция ▷кликабельно
Елена Зеленская | Herodias - Vincent Wolfsteiner | Herodes - Туган Сохиев | Дирижер-постановщик - Асмик Григорян | Salome - Thomas Johannes Mayer | Jochanaan - Илья Селиванов | Narraboth
Нормальная, короткая, модная опера, которая идёт практически везде и которая совершенно не нуждается в приличных голосах; хорошие исполнители берегут свой инструмент и стараются подобные состязания с оркестром обходить стороной.
Зато режоперы всех мастей на этот лакомый кусочек слетаются как мухи сами знаете на что...
Большой театр когда-то вместе с ∩∩∩∩∩The Metropolitan Opera придумали, что будет ставить Claus Guth - известный *актуализатор* классических оперных сюжетов. Из его последнего знаменитого «шедеврального» - La bohème во Франции на космическом корабле; чего уж он там поставил, что сумел заслужить «БУ» у местной публики, но первый космический корабль был выведен на орбиту лет 20 тому назад в Opernhaus Zürich в Отелло и «БУ» постановочной команде тогда орали очень актуально. Похоже, что Claus Guth, также, как все востребованные режоперы, не гнушается проветриванием старых портянок на новых сценах.:-)
Но, случился самый натуральный облом - слилась Нетребко, ради которой затевались аж 3 проекта, совместных с MET.
Не знаю как кто, а я ожидал от этой Саломеи танец семи покрывал в исполнении единственной певицы, умеющей танцевать и тут, однозначно, она поставила бы всех торчком !
За основу можно было взять ее танцы в Бейруте; вспомним, что там творилось, как ополоумели ливанцы ! Не говорю про *разбирающуюся* венскую публику, которой было достаточно просто скинутых туфель - и потекли все.
Ида Рубинштейн осталась за флагом.:-)
Но это всё только *бы*.
☆ Владимир Георгиевич клятвенно заверил - в Большом театре будет петь лучшая Саломея на сегодняшний день.
Оставшаяся в живых небольшая кучка оперных фанов встрепенулась и тихо надеялась - неужели *Лиза* ? которая на данный момент действительно лучшая, прежде всего как певица... Но не тут то было :-)
Перед режиссером встала непосильная для адекватного решения задача : убедить публику в том, что странного вида женщина, прилюдно рассказывая и показывая свою жизнь на примере ее эволюции, могла заставить царя Ирода проникнуться этой ее многострадальной жизнью, отрубить голову Иоканаану и подарить ей этот трофей.
Тут не только я, тут даже Станиславский бы сказал - не верю !
В постановке потеряна точка напряжения, предполагаю, именно поэтому нет разгорающейся люстры - символа режоперы; зато есть резвая смена декораций, когда-то показанная Соней Фризель в театре Metropolitan в Аиде, - для нас получилась вполне себе обновка, до этого ГАБТ ни на какие такие фокусы не покушался.
Елена Зеленская - Vincent Wolfsteiner
Можно ли отнести к достоинствам работы управленческой команды Большого театра, выстроенную линейку ◫◪◩монохромных постановок, но создаётся полное впечатление, что режиссеры, самые разные, нацелены на задачу воплощения на сцене жизни, лишенной каких бы то ни было красок...
Руководитель БТ неоднократно говорил, что театр не вмешивается в процесс создания спектакля, но как только любой режиссер приезжает на Театральную пл., «из под его руки» выходит обязательно что-нибудь чёрно-белое или чёрное, иногда белое, реже просто серое. Что такое в столице есть мерзопакостное, что вот таким образом заставляет их интерпретировать любой сюжет ..? - Здесь условия и бассейн в Марриоте, кормёжка - только твори, ан нет, сплошная чернуха. Якобы, по мнению главного дирижёра и исполнителей, актуальная по разному / по мнению обычного зрителя, даже фото сделать невозможно - потёмки; оранжевое платье Иродиады конечно на что-то намекает в ее характере, но красоты картинки не добавляет.
Концовка, как всегда у режоперов, - своя и, как всё режоперы, Клаус Гут, «спасая Саломею» кончать не умеет : мутно и маловразумительно.
Самым актуальным оказалось то, что создателю спектакля удалось почувствовать себя женщиной [у них там в Германии в настоящий момент это сплошь и рядом, даже без смены пола] - все мужики козлы, говорит он *своей Саломеей*. Такая трансформация дорогого стоит.
🔗 читать интервью
Асмик Григорян, исполнительница заглавной партии похоже на века и ее главной задачей было не повториться после зальбургского триумфа; можно подумать, публике, которая заполняет зал главного муз театра страны, есть дело до того, как там было в Зальцбурге.
В Мск было *как обычно в исполнении её*.
Для тех, кто более-менее знаком с творчеством этой певицы, все равно, выступает она в Манон Леско в беленьком или черненьком платьице с куклой в руках или в черненьком платьице с беленьким воротничком в нынешней премьере оперы Р.Штрауса, да, даже более того, в концерте - в строгом черном платье под горлышко, это всё та же Асмик Григорян-ничего нового.
По части вокала, -не надо забывать что она всё-таки вокалистка, хоть и артистка новой формации, -пожалуй, Саломея наиболее удалась, слышно было хорошо, хотя с верхами уже сейчас не все гладко.
По поводу остальных артистов... мне сравнивать не с чем, бо живьём этой оперой наслаждался впервые. Замечу только, что тенор и баритон специфические : часто исполняющие такого рода музыку, с не выдающимися вокальными возможностями, с не красивыми потёртыми голосами, но с сильным звукоизвлечением.:-)
♫♪Звучание оркестра сравнить тоже не с чем; говорят, что музыка Рихарда Штрауса красочная, сочная, выпуклая - ничего такого у Тугана Сохиева не заметил : все предельно деликатно, как всегда у него, и никаких попыток не повториться этот маэстро даже в голове не держит.
Елена Зеленская | Herodias - Асмик Григорян | Salome - Vincent Wolfsteiner | Herodes
Ну и вот, закругляясь, интересуюсь теперь, весь этот скарб, который нам достался от дружбы с Мет оперой, до того как с ней произошел известный всем пердимонокль, мы так и будем с Большим тянуть, как бурлаки на Волге ? И какие следующие будут актуальные интерпретации классических оперных сюжетов..?