⚠️Сначала о главном - я не поддерживаю Доминго в харассменте, который ему шьют.
И мне стыдно за певцов, вынужденных по приказу камарильи мямлить жалкий лепет оправдания *милейшему старичку*.
Но так уж получилось, что в те 3 дня когда оперный мир бурно обсуждал событие планетарного масштаба, меня угораздило отправиться в глушь, в Саратов-в Torre del Lago ...
Это своего рода место силы для всех тех, кто ценит и уважает Giacomo Puccini.
Тут, на небольшом пространственном пятачке, собралось все, что связано с этим именем : в Лукке родился, в Торре - Тоску написал (и не только ее), да и вилла его там и амфитеатр теперь построили на берегу озера, и сдаётся мне, с живым звуком... Который, несмотря на некоторую приглушенность со стороны окружающей природы, но в сочетании с кромешными потемками во время спектакля, создаёт чудесное ощущение полного погружения в глубину Il verismo. Ничто не отвлекает. А как подумаешь, что сзади тебя может стоит он Сам, мурашки по коже, примерно также, как у наших прекрасных нимф, посещающих балетные представления в БТ.
При ближайшем рассмотрении оказывается что это исполнители орднунга, бдительно охраняющие от попыток зрителей записать на собственные гаджеты происходящее на сцене.😜
Место это для российской публики ещё не так сильно утоптано как, например, Вена напополам с Вероной [хотя русскую речь можно было услышать и в этом обетованном месте]. Каким уж героическим образом наши люди попадают туда, не могу сказать...
Могу сказать про себя - дело это не простое, хлопотное и для тех, кто не ищет лёгких туристических путей.
Но, если вы с утра прилетите в Пизу или в Геную (желательно по трезвянке, п ч жара невыносимая); если Trenitalia🚊 будет соблюдать своё расписание, если вам удастся снять в Торре Дель Лаго хоть какие-нибудь апартаменты, а не койку для проживания вместе с хозяином в одной комнате, считайте ваше дело в шляпе - в этом случае *на ногах* можно дойти до театра и после представления вернуться глубокой ночью на оплаченную кровать. А если вы вздумаете ночевать в Viareggio, заявленном в наших путеводителях как *изысканный итальянский курорт*, вернуться обратно вы не сможете никак !
✑ И это несмотря на то, что расстояние между этими 2-мя точками 6 км.
Со мной и вовсе случился казус ... я туда не мог добраться из Виареджо - не поверил, что пойдёт последний автобус и взял такси и почему-то это обошлось мне в €35 ( скорей всего, лихой водила включил ночной тариф). С этим аккуратней-завещаю я всем, кто соберётся когда-нибудь туда поехать !
Зато при попадании на точку можно увидеть чудесную картину прибывающих с противоположной стороны Озера прогулочных корабликов, наполненных изысканной итальянской публикой, которая, как известно, любит и умеет наряжаться. Были пышно представлены декольте, лямки, золотые босоножки, хрустальные клатчи и конечно вот этот вот ненормальный пережаренный загар; мужчины, несмотря на жару, в пиджаках.
Т е, это Италия 🇮🇹, детка, и она в любой деревне в своём репертуаре.
Основной контингент прибывал на автомобилях [как потом выяснилось, и из Ливорно, и из Пизы...], но это был контингент, способный заплатить за место кругленькую сумму. А что касается бюджетных мест, тут дела обстоят заметно хуже - они практически не продаются на все спектакли по понятным причинам, ночевать негде !
Уж очень это место обособленное.
Разве что сидеть в саду в ресторане, пользу и работу которого рекламировали во всех антрактах, до первой электрички.
Никакого сомнения, что желающих было бы намного больше при правильной организации фестиваля. Хотя с другой стороны, трудно себе представить где поставить автобусы с туристами, а личный транспорт стоит в жуткой пробке на выезд по окончании представления.
↓ José Cura | Mario Cavaradossi
TOSCA в фестивальной классической постановке оказалась оч удачно адаптированной к окружающей среде. Отличные костюмы, соответствующие либретто декорации и режиссура как по нотам.
Оркестр показался немного суховатым и малость *обеззвученным*...
Предполагаю, из-за не свежего воздуха и моего высокого местоположения. Итальянские специалисты сидели близко и наверняка слышали все отлично, п ч сразу включились в оперный процесс : устроили орово после *Recondita armonia*,-что происходит крайне редко; сделали выход Тоске...
~ правда, случился лёгкий сбой после исполнения*Vissi d'Arte*-чувствовалась некоторая озадаченность публики и даже несколько внятных *БУ*...
Зато на *В небе звезды засияли* все дружно оттянулись и выколотили бис, причём José Cura довольно таки долго ломался и спел второй раз на авансцене, выйдя из образа, как кончертанте:-). После чего успешно снова вошёл в образ и при полной луне, выложившей световую дорожку на абсолютно черном озере, был, как всегда, убит. Уж не знаю каким образом, José Cura удаётся выстроить в Тоске не затасканный оперный образ, на а что-то по жизнь. Он настолько естественен, когда поёт, что создаёт полное впечатление происходящего в драме или вообще ...
Только надо не лениться и побриться, а то какая то нестыковка возрастная получается 😜
Атмосферность, как в Вероне, с некоторыми понятными оперными запятыми, связанными с исполнением на воздухе, была просто удивительной.
И замечательная финалочка знакомства с фестивалем Пуччини образовалась после того, как выяснилось, что не один я сюда приехал - были и другие фаны. Но в отличие от меня, озаботились своим передвижением на 4-х колёсах и подвезли практически до отеля. Оперная дружба самая крепкая !
p.s. по поводу *изысканного* итальянского курорта...
На заре, как я люблю, отправился на пляж. Песок. Народу никого. Море Лигурийское и запах ... от ярко-красной тины, которой покрыта вся кромка берега. Никогда и нигде не видал ничего подобного. Что они такое делают с этим морем, что такой эффект в августе ..? :-)