5 лет
назад, когда Oper Köln предложила Отелло Верди с José Cura, спектакль проходил в шатре рядом с вокзалом [в Кёльне все значимые места рядом с вокзалом :-)]; ремонтируемый театр, очень неплохой, обрамленный все полагающимися для места силы оперного искусства объектами, типа, кафешек, ресто, магазинов, аптек, обещали открыть чуть ли не в следующем сезоне. Оказалось, что не только новый злополучный аэропорт города Берлин, но и театральные дома плохо поддаются реконструкции : с грехом пополам сдали Unter den Linden, а Кёльнская опера теперь дает свои спектакли в выставочном центре, кое-как адаптированном под волшебный мир искусства оперы. Ремонт театра по деньгам выходит на рубежи когда-то обозначенных нашим Большим -1 млрд..
То, что произошло с ремонтом БТ - это был большой европейский стиль.
А мы-то, дураки, возмущались, ручки, светильники и люстру критиковали - спасибо что открыли, хоть какой.
Всё познается в сравнении и Европа, от которой не меркнет свет и постоянно горит свеча, показывает удивительные примеры «правильного отношения» к бюджетным деньгам
И по-прежнему не устает показывать пример доминанты режиссуры в оперном спектакле.
Теперь уже нет необходимости ставить новые шедевры, каждый немецкий театр, покопавшись на пыльном складе среди нафталина, все равно раскопает режоперу.
Поначалу все было достаточно благостно : публика занимала свои места под пение хора, якобы в храме; маркиза Аттаванти в идиотской шляпе пришла и спрятала чемодан для Анджелотти в люк [читай, в Капеллу] Тоска с Каварадосси, как по нотам, разыграли всем известную сцену «сделай ей мои глаза»… Первые тихие гадости начались с появлением шефа полиции в явно военном мундире неизвестной фашистской страны.
-Да и черта бы с ним, теперь-то не все ли равно в камзоле он - это воплощение зла - или в портупее. Ко всему привыкли-
Но с его появлением началась совершенно другая опера TOSCA
Достаточно сказать, что в финале Te Deum появилась главная героиня и покорно развалилась на столе между ног стоящего Скарпиа и, честно говоря, будучи под парами, я не совсем понял эту фишку - то ли это ему кажется / то ли она взаправду его шлюха...
Дальше их отношения пошли вразнос : после «Vissi d'arte», намурлыканной Сопрано небольшой куколке девы Марии [ей же она возложила букет в 1 акте], она нашла на полу пистолет и принялась палить в своего обидчика. Разумеется, не попала ! И абсолютно безропотно, даже с каким-то трепетом, буквально по щелчку снова развалилась на столе, широко раздвинув ноги, как делают нынче все Кармен, и под *культовую* E avanti a lui tremava tutta Roma! Scarpia совершил над ней акт сексуального насилия в какой-то извращенной форме [не очень было возможно разглядеть]; и не сказать, что Тоска сильно переживала… В итоге снова выстрелила и, сдается мне, опять в молоко. Тут музыка закончилась, никто не захлопал - все ждали продолжения; в этой заминке из поля зрения пропал Скарпиа ... куда делся - науке неизвестно. Я-то ждал его в финале, но он так и не появился. Может упал, головой ударился или «крот» по ошибке выпил, как недавно Бари Алибасов :-) А так бы эффектная финалочка получилась.:-)
Параллельно развивались лирические отношения с Mario Cavaradossi; тут все без загибов, если не считать сцену пыток, которая обычно происходит за кулисами и кто как умеет из теноров оттуда орёт, создавая впечатление невыносимых страданий, обычно вызывающих веселье в зале, но в этот раз Каварадосси распяли на кресте и принялись прибивать руки гвоздями и при каждом ударе молотка он громко охал и стонал. *Тарелочки* Мити Чернякова отдыхают по сравнению с таким натурализмом.
Adina Aaron | Tosca - José Cura | Mario Cavaradossi
Если бы не первоклассный вокал José Cura, этот спектакль можно спокойно рассматривать как оперный трэш, такой, как *
Il trovatore* в Deutsche Oper Berlin и массу других подобных productions.
Но пока есть певцы, народ будет ходить, потому как охота послушать великую оперу.
Тем более, что Хор и Оркестр [дирижер - Alfred Eschwé] были практически безупречны и, несмотря на оч подозрительную акустику, сумел донести всю красоту и мощь этой музыки.
Хосе Кура бил тем оружием, которое только и остается теперь у вокалистов - голосом, которого много и который в превосходном состоянии.
Чего, к сожалению, не скажешь про других исполнителей...
Драматически Samuel Youn добросовестно выполнил все идиотские задумки режиссера Thilo Reinhardt, но музыкально не смог оформить Скарпиа никаким образом - теперешний его «тенор» не вызывает необходимых эмоций в самых значимых фрагментах оперы Пуччини. В этом голосе нет необходимой силы, тембра и чистых нот.
Samuel Youn | Scarpia
Концовка спектакля режиссером сделана залихватски; особенно мне понравился контрольный выстрел в голову Каварадосси и следом Тоска с пистолетом у виска - она падает всем телом на него, как обычно делают Ромео и Джульетта в балетах и в опере - Контрольный выстрел в голову оперы состоялся !
✑Добираться до цели - Кёльна, решено было Lufthansa, после долгого перерыва, во время которого я с удовольствием наблюдал количество забастовок или просто отмененных рейсов на этой чудесной авиакомпании. Люфтганза в компании с Deutsche Bahn вполне удобный вариант.
Но т к дело происходило в солнечное затмение, то конечно не обошлось без приключений. Франкфуртские засранцы-погранцы в качестве пролога замутили целую мыльную оперу...
Сначала всё как всегда : цель поездки, обратный билет, бронь отеля и всЁ было бы хорошо, но ребята оказались совершенно не готовы к тому, что человек может приехать в прекрасную европу на одну ночь и при этом сообщает, что хочет осмотреть соборы Аахена и Кёльна.:-) Может они меня приняли за Петрова и решили подождать когда появится Баширов … Они звонили в отель и допрашивали портье на предмет не знает ли он зачем я еду на одну ночь ? - от чего тот пришел в ужас, что потом мне и доложил при заселении; интересовались моим финансовым состоянием, нет ли у меня друзей и не к ним ли еду...
Так как работали всего 4 окна, очередь образовалась огроменная - там и стыковочники волнуются и те, кто на поезд спешат … догадываюсь, как они меня проклинали, но на моем месте мог оказаться каждый. В Европу же спокойно могут попадать только *игиловцы*, получать пособия, талоны на еблю, короче, все блага - их принимают с распростертыми объятиями, а, аз многогрешный, должен объяснять почему еду без багажа и предъявлять сумку, размеры которой совершенно не удовлетворяют доблестных деятелей погранзаставы.
Aachen, в который попал впервые, понравился очень !
Милейшее местечко, замечательный *эрнаниевский собор*, который был конечно закрыт в честь солнечного затмения - туда собрали огромное количество детей на какой-то божественный слёт. Но это мне не помешало получить удовольствие от осмотра собора снаружи и, если представиться такой случай, еще разочек на одну ночь - с удовольствием. Но не больше, скорей-скорей на свой диван. Главное, чтобы Кура пел )
А уж погранцам-то мы всё докажем и комар носа не подточит.:-)
Köln