Летние оперные фестивали на открытом воздухе, это та европейская прелесть, которой мы начисто лишены. Как будто у нас нет парка Горького, не течет Москва-река, которая бы снабжала меломанов злобными комарами, где вполне можно построить не большой амфитеатр [а можно и большой] заставить декорациями сцену, пригласить приличных певцов -
° только не Анну Нетребку с прицепом, про них и так все всё знают, - кого-нибудь более голосистого, но менее звездного и состряпать оперный спектакль; при этом желательно понимать, что ставить € 50 евро за самые плохие места нежелательно, народ не поймет и не пойдет.
Лучше всего бесплатно, как было в Зарядье на юбилее Wiener Staatsoper... Неужели у Мск нет денег для того, чтобы доставить удовольствие москвичам, как это было сделано, например, на трансляции Andrea Chénier.
А уж если не через телевизор, а через микрофон, да на живых артистах, так и вовсе, несколько тысяч желающих окунуться с головой в оперную стихию нашлось бы всенепременно.
Вот возьмем Budapest... Не самый оперный город, в котором есть очень красивый имперский театр и, в целом, не самого низкого уровня ансамбль.
Есть там также полоска суши в центре Дуная - Margit-sziget с великолепным парком, разумеется, с купальнями, а для духовного развития - театром перфомативных искусств :-) Ну и, разумеется, там проходит летний фестиваль.
В этом году начало было положено оперой Turandot - как было заявлено в зимней афише - композитора Верди ! :-) и, что для многих явилось поводом для знакомства с этим событием, участие José Cura.
José Cura | Calaf
José Cura | Calaf - László Szvétek | Timur - Cristina Pasaroiu | Liú
Его к сожалению сейчас не часто увидишь на афише топовых театров;
они сейчас топают по гораздо менее голосистым тенорам и практически идеальным исполнением Курой пуччиниевского репертуара не озадачиваются.
Szilvia Rálik | Turandot
По опере Турандот я соскучился, поэтому и оказался в нужном месте в нужный час, где и ознакомился с предложенным продуктом, в сочетании с изумительной природой.
Понятно, что «знайки, истинные оперницы и буквоеды» при слове Open air сразу начинают морщить шнобели и носики - это шоу, не живой звук и пр. - говорят они, не вынимая бананов из ушей, наслаждаясь чистым звуком многочисленных записей, в которых живого никогда и в помине не было, особенно в наше время, подправленное современной аппаратурой. :-)
По фотографиям обещана была полностью консервативная постановка в приближенных к первоисточнику декорациях, с использованием натуры в виде задника и всяко разных дополнительных звуков типа трескотни скутеров, сирен скорой помощи и пролетающих самолетов. Ответственно заявляю - эти звуки прекрасно вписывались в общее оформление оперы и конечно же никакого сравнения со звоном посуды в незабвенном *митином Онегине* тут и быть не может. Там было всё из пальца высосано, а на острове ярко расцветала жизнь, прекрасно и естественно объединившись с современностью. :-)
Click to view
Egri Sándor | Mandarin
Szilvia Rálik | Turandot - Cristina Pasaroiu | Liú
Качество оркестра и хора примерно такое же, как у нас в Большом театре на обычных спектаклях, а не тогда, когда они сильно стараются и, будучи человеком привычным к такому мастерству театрального ансамбля, уверенно могу сказать, - если подкрепиться белым винцом, что делал не только я, а и все вокруг, то вполне можно получить удовольствие.
По части звуковой аппаратуры сие мероприятие похвалить довольно таки сложно, подзвучка в летнем театре все же не так хороша, как в Metropolitan Opera, когда народ на протяжении почти полувека осторожно размышляет на тему есть ли она там; но при этом ни у кого не возникает сомнения, когда этот зал в свое время полной грудью легко озвучивала г-жа Сардиния :-)
Здесь хор и оркестр были в более-менее приличном балансе; по солистам можно с уверенностью сказать что меньше всех повезло José Cura, особенно его знаменитому нижнему регистру, который после адаптации вдруг приобрел некую басовитость. На протяжении всего спектакля звуковики бегали туда-сюда, чего-то такое волновались ик концу отладили более менее. Nessun dorma прозвучала, как и полагается, жестко, оч собранным настоящим ярким теноровым звуком и конечно финальная высокая нота ударила и на пленэре конкретно.
Вот что значит настоящий тенор от природы, он с годами только лучше становится и от современных «модернизаций» типа занижения, расширения, утяжеления, углубления далеко в стороне - просто поет своим голосом. Одно плохо - мало поет.
Один из самых интересных парадоксов современного оперного менеджмента, - в то время, когда на такую роль, как Отелло, просто нет ни одного адекватного исполнителя, а все те клоуны, пытающиеся без всякого успеха озвучивать эту оперу, не имеют ни малейшего представления о том, как это должно петь и выглядят убого, Хосе Кура Отелло не поет уже целый год.
Какая тут выгода театрам и что за кнопка, которая включила этот странный процесс, понять невозможно.
Деловые люди таки убьют оперу в недалеком будущем.
Будапешт такой интересный город, в котором чужим себя не чувствуешь …
Вроде и язык абсолютно не понятный, по англ. мало кто говорит, но доброжелательность горожан вполне симпатична. И пятничный ночной Будапешт оказался весьма разнообразным : кто-то просто гуляет по аллеям острова, около Парламента благороднейшая тишина и ноль народу, но только начнешь выдвигаться в сторону Király, тут сразу толпы - молодежь клубится и гужбанит, причем, гужбанит как то не страшно ... орут - да, но чтобы морды били друг другу или приматывались к кому - ничего подобного. Ночные автобусы цугом идут битком набитые и, сдается, мне что в этой стране удалось получить тот результат, которого на протяжении последних 10 лет пытаются добиться наши депутаты - я забыл дома зажигалку и решил, пока не добреду до табачки, действовать по нашему принципу «огоньку не найдется ?»; взял в руки сигарету и так с ней и проходил и по горе Геллерт и по мостам, и по парку … Может мне так повезло, ни один курильщик не встретился; а вечером вся эта молодежь стояла около кафешек и клубов с напитками, но практически ни у кого не было зажженной сигареты, ни у молодых людей / ни - что совсем удивительно - у девушек… Как они это сделали..? И вроде недалеко живут от *цивилизации*, Австрия рядом, в которой ну просто все «с сосками», вне зависимости от возраста или та же Германия усыпанная бычарами.
Из приятного. По сравнению с прошлым посещением столицы Венгрии - они таки научились делать белое вино ! Качественное и дешевое. Почему наши сомелье не приобретают их Шардоне в бутылках с отвинчивающимися крышками и почему наш Ашан не торгует таким вином по аналогичной цене 3 евро, не понятно. Это же просто амброзия.
Есть много причин, по которым хочется вернуться в Будапешт, тем более, у Куры там не плохие перспективы.
фоток еще подбавлю