Полетная сумка была практически собрана, когда канал «Культура» начал «прямую трансляцию» (с опозданием на 3 ч) из ГАБТа очередного бала, на сей раз посвященного Майе Михалне...
Ну как было не посмотреть балет, когда он на блюдечке, да с голубой каемочкой.
Не знаю, как там в ru-нете отреагировали на этот вечер, сколько ночей не спали, и не имея никаких претензий к Плисецкой, могу только восхититься задумкой демонстрации всех сливок современного женского балетного исполнительства.
Ненадоедливо.
Быстро.
И это конечно полный Alles.
Одна другой лучше и каждая хороша как-то по особенному.
Запомнились : русиш-вульгариш Китри, оскал Кати-красавицы, аморфная, как медуза, Янгуразова и, что хотите со мной делайте, позор вагановского училища - лебедь-мужик из балета трокадеро - косая сажень в плечах, г-жа Одиллия.
Вылет в Берлин был достаточно ранний и c волнениями, п ч полет был куплен на Трансаэро, но она эту услугу не оказала по известным причинам, поэтому надо было запихиваться в Аэрофлот и подъем обещал быть сложным. Так случилось, что не удалось посмотреть Болеро, но народ рассказывает, что эта пародия на знаменитый балет Maurice Béjart в изложении сА́мой божественной очень многим напомнила обезьяний вольер в московском зоопарке.
Т к с балетом покончено, за редким исключением, раз и навсегда, то вдоволь посмеявшись над теми, кто замещает теперь на сцене БТ конкретно Майю Михайловну, я в очередной раз успокоился на тему развития балетного искусства на главной сцене страны - оно в надежных ногах !
А уж чего там в головах, это их проблемы. :-)
Поэтому, снова, Berlin, снова Tosca, но на сей раз с Sondra Radvanovsky.
Об этом мечтал и все как-то не получалось, зато единственное ее исполнение этого произведения в Deutsche Oper Berlin не пропустил. И очень собой доволен, п ч спектакль получился таким, о каком будешь помнить всю жизнь. Правда не знаю, можно ли этим козырнуть в каком нибудь «приличном обществе истинных меломанов», которые считают лучшей Тоской чувственную Angela Георгиевну, но в опере Я сам себе голова и тот факт, что в этот вечер состоялось выдающее выступление знаменитой американской Певицы (конечно не такой знаменитой как анна нетребко), для меня неоспорим.
Тенором поначалу был обещан Fabio Sartori, но он сделал то, что теперь делает оч часто - отказался и вместо него на амбразуру по привычке лег Stefano La Colla (что уже делал однажды для меня и тоже в Тоске).
По поводу Каварадосси особо рассказывать нечего, за исключением того, к каким результатам привела работа артиста над вокалом в сторону его укрупнения для исполнения серьезных партий : если в прошлый раз это был лирический, довольно таки писклявый, тенор, но с выровненным по всему диапазону голосом, со сфокусированным верхом и чистым интонированием / то теперь аппарат опустился и даже проглядывают некоторые баритональные нотки. Т е певец старается привести себя в соответствие с современными канонами и запросами, и получается, что у kaufmann есть последователи ... А вдруг что, да выйдет и вот они, helden-горизонты, все у твоих ног.:-) Пока что результат жиденький - плывет все, особенно начиная с тех мест, где надо дать ровную кантилену, а получается синусоида; ну и, главное, что-то произошло с интонацией : пел довольно таки грязно, а под конец, так и вовсе, неопрятно.
× И это было оч обидно, п ч с такой партнершей собственное лицо иметь необходимо и выдающийся голос, желательно.
Sondra Radvanovsky / Stefano La Colla
Зато собственное лицо, не знаю, как насчет выдающегося голоса - это дело вкуса, имел Скарпиа - Falk Struckmann.
Как вокалист он врядли состоит в компании топовых баритонов уровня Доминго:-), но с силой звука там проблем никаких + очередная исполнительская концепция роли.
За что люблю старые спектакли .., в них артисты в зависимости от степени их таланта имеют возможность донести до публики свое представление об образе и отношение к нему. Артисты, они тоже люди и хотят что-то свое сказать (не только же режиссерам изгаляться:-)).
Штрукман оказался как раз таким артистом.
Его Скарпиа некий сексуальный маньяк, причем, не холеный красавчик, но использует свое положение на полную катушку. Он и представить себе не может, что Тоска хочет кого-то другого, а не его и кульминация второго акта была разыграна оч убедительно (что вполне подходит толерантному Берлину:-)). Вокально ничего не провалил, мощности голоса хватало, что и неудивительно, т к Falk Struckmann довольно часто поет Вагнера.
Sondra Radvanovsky, слава богу, Вагнера пока не поет :-) но мощности ее голоса хватило бы на три Deutsche Oper. Но дело даже в невероятной силе ее звука, а в способности этот звук окрашивать в самые разные тона в зависимости от исполняемых фрагментов. Модный нынче прием громко-тихо и наоборот, называемый среди специалистов filar un suono, для такой певицы конечно же доступен со знаком абсолютно; также, как безграничный верх, который даже и не кажется запредельным, т к берётся без всяких подходов и счастливых ожиданий со стороны зала - ох-ох сейчас будет - она взмывает вверх на полном голосе и держит ноту бесконечно и безупречно.
У Радвановски самые убедительный верхний регистр из всех современных певиц-сопрано.
Сам тембр оч приятный на слух, несмотря на иногда проявляющиеся огрубленные обертоны.
Есть еще одна интересная особенность, там где надо показать трепет, смятение чувств, появляется вибрато, как украшение, и оно совершенно управляемое.
× Sondra Radvanovsky стихийная певица, которая свою стихию держит в руках.
Это не первый спектакль, где я ее слушаю, но каждый раз она разная, п ч свободное владение своим голосом позволяет ей в зависимости от названия / дирижера / настроения добавлять новые краски к уже может быть неоднократно исполняемой партии.
Click to view
Sondra Radvanovsky / Stefano La Colla / Falk Struckmann
Stefano La Colla / Sondra Radvanovsky / Stefano Ranzani / Alexei Botnarciuc
По интерпретации роли, благо этот один из немногих спектаклей Deutsche Oper позволяет интерпретировать роль, Радвановски оч удачно показывает достаточно капризную женщину, актрису, которая, как правило, в жизни играет даже лучше, чем на сцене:-). И даже финал у нее вполне актерский - в бездну со смехом и fermata на последней ноте намного дольше положенного.
Tosca в городской опере Берлина один из немногочисленных, оставшихся в репертуаре спектаклей, который создан c уважением к артистам. Он для того, чтобы вокалисты наилучшим образом могли себя представить публике и создать настоящий оперный театр, в котором, конечно, все понарошку, но при соответствующих исполнителях действо захватывает и заставляет верить в подлинность происходящего. Жалко только, что с каждым новым сезоном все меньше и меньше таких спектаклей по сравнению с тем количеством навоза, который подвозится на Bismarckstraße с невероятным усердием, достойным лучшего применения... :-(
Уезжая домой, я шел по Richard-Wagner Str, с другой стороны здания, и увидал засранные унитазы, с любовью расставленные на спец платформах - Deutsche Oper Berlin готовила реквизит к очередному представлению...