Новый музыкальный год сам собой открылся Le nozze di Figaro в интерпретации Большого театра со всеми отсюда вытекающими последствиями…
Тут еще в мазу пошел такой интересный разговор «главной движущей силы оперного прогресса» большого знатока в области вокала вышеозначенного театра г-на Вдовина.
Такое увлекательное ⇧
чтиво .., когда самые яркие представители художественной и не художественной администрации главного театра страны рассказывают о своих достижениях на фоне всего того, что творится в общемировом опера-балетном пространстве.
➲Балет и разборки с Вазиевым оставляю «друзьям балета» - им предстоит тяжелый год и я полон сочувствия, но в эти игры больше не играю.
А опера, как выяснилось из бо́рзого интервью «уже почти патриарха вокальной индустрии», искусство элитарное и до такой степени, что загнивает в отдельно взятых местах исключительно со своим собственным ароматом :
- на Италии поставлен жирный крест всерьез и надолго - нет денег;
- вдруг выяснилось про Metropolitan Opera - оказывается там даже на Анну Нетребко ползала с трудом наскрёбывается.
Но есть один европейский театр, в котором все хорошо.
И, причем, так стало не так давно.
Речь идет об Opernhaus Zürich.
Если раньше там в очередь пели такие имена, о которых только мечтать можно было любому театру
- к примеру, там можно было послушать в один день трех топовых теноров : утром для эстетов Juan Diego Flórez или J.Kaufmann под фортепьяно; днем Rigoletto с Marcelo Raúl Álvarez →еще с тем сладкоголосым Альваресом, не замученным жесткими партиями:-), а вечером эксклюзив - José Cura и Barbara Frittoli в La Bohème,
то сейчас местная опера перебивается в основном Чечилией Бартоли и нашими солистами - ибо по совместительству там теперь открывает верха Дмитрий Вдовин.
Т е одна из самых вкусных игрушек для опероманов почила в бозе и похоже со стороны цюрихского озера понесло тиной, п ч, ну, вы понимаете, Сергей Романовский конечно хорош собой, но поздравить местную публику с таким приобретением язык не поворачивается.ジ
Короче, в мире практически везде не хорошо, кроме тех мест, в которых трудится Вдовин.
А в Большом театре все наконец-то налаживается, хотя бы потому, что в год идет 250 спектаклей на 2-х сценах - а это такая лавина, с которой справиться конечно трудно и ужас такой работы сказывается на качестве спектаклей.
Но - ха-ха-ха - идет Mozart !
И какой Моцарт !
Когда такое было ?!
Маэстро в восхищении.
Оставляем тему о том, что всё было и не такое было, и спектаклей давали по 300 на одной сцене и тогда ГАБТ, - да, - действительно был репертуарным театром.
И сколько бы не пытались доказать недоказуемое, что он репертуарный, 26 Щелкунчиков подряд говорят только об одном - это театр коммерческий.
Такой же, как, собственно, и опера и балет сейчас.
К сожалению коммерция дает возможность хорошо жить коммерсантам от оперы, каким, вне всякого сомнения, является ответственный за молодежную программу, но нет никаких доказательств того, что она благотворно влияет на творческий процесс и театральное дело. Отсюда и Италия … кто бы мог подумать, что у такой страны возникнут проблемы и несчастный MET, который буквально за 2 года умудрился превратиться в отстойник и перестал интересовать местную публику.
У оперы Большого нет своей публики уже лет 20 и не надо заблуждаться - на ха-ха-ха - Моцарта основной контингент - социалы и слишком много пустых мест, а после антракта еще больше.
➲При том что, положа руку на сердце, постановка при определенных обстоятельствах могла бы порадовать элитарную публику. Но чтобы такая особенная публика пришла во 2-й и в 3-й раз в оперу нужны … и тут неизбежно встает? что нужно. Анна Нетребко конечно может петь все подряд и могла бы изумительно прозвучать в Фигаро Писарева и Графиней, и Сюзанной, кем угодно, но была занята халтурой в Лондоне на свадьбе "внучки аэропорта домодедово". А так как таких внучек дополна, а Нетребко достигла коммерческо-корпоративного уровня, ее тема для БТ, скорей всего, пока закрыта и аморфная Анастасия Калагина из Мариинки как раз самое то, что должно сомкнуть ряды исполнителей для элитарной публики из собесов.
Молодежная программа трудится, не покладая рук, но два полноценных состава на Моцарта подготовить не удается. Что явилось довольно таки приятным моментом для оставшихся огрызков былой театральной публики - Андрей Бондаренко, который тоже поет в Цюрихе и оказался вполне себе хедлайнером этого спектакля. А Мариинский театр в свою очередь вполне может себя позиционировать как труппа качественных баритонов.
Основу основ любого театра - собственный ансамбль в этой Свадьбе вполне достойно возглавляла Анна Аглатова (Сюзанна).
Оч симпатично БТ выглядит своим блистательным отсутствием в труппе хоть одного претендента на партию Фигаро и поэтому на подкрепление в трудный момент валовой работы "репертуарного театра" всегда готов прийти Геликон. Это получается еще тот Моцарт...:-)
Андрей Бондаренко | Граф - Анна Аглатова | Сюзанна
В чем заключается смысл работы оперной труппы ГАБТа ?
Какой смысл молодежной программы в нем ?
Есть интересная постановка Свадьбы Фигаро, а петь некому.
Есть оч хороший спектакль ТПВЖ, а петь некому.
И вот это вот жалкое хвастовство о перспективах и достижениях выглядит форменной хлестаковщиной.
И нет этому ни конца ни краю.
Нет публики.
Нет певцов в нужном количестве ни для Аиды, ни для Свадьбы Фигаро и при этом руководство так интересно рассказывает - вот у нас какой театр !
- - - - - - - - - - ✄ - - - - - - - - - -
За мной должок и его я помню...
Перед майскими праздниками посетил я Большой театр в малой форме на Новой сцене [29.04.2015] - там шел премьерный блок знаменитой оперы, пожалуй, самого известного матерщинника из всех композиторов, Вольфганга Амадея - Le nozze di Figaro.
Александр Виноградов | Фигаро - Ольга Кульчинская | Сюзанна - William Lacey | Conductor - Андрей Жилиховский | Граф - Екатерина Морозова | Графиня
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4608/196500389.42/0_187a45_adf2be30_L.jpg)
Женитьба Фигаро г-на Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais - комедия, чего никак не скажешь про Свадьбу Фигаро, переведенную на музыкальный лад. Опера эта длинная и скучная, и всякие постановочные шахли-махли чаще всего не добавляют радости к прослушиванию изумительных мелодий, большинство из которых все знают наизусть хотя бы по телефонным звонкам или вот, например, по спектаклю «Женитьба Фигаро» с Андреем Мироновым. Не знаю как дорогие россияне, особенно те, кто живет в продвинутых областных оперных центрах Новосибе и Перми, но в нашей златоглавой столице народец-то конечно с этим шедевром знаком мало.
Именно с этим я связываю интересную реплику, вычитанную мною на известном балетном форуме, в котором сейчас наблюдается явный крен в сторону вокально-драматического искусства
- А что же никто не предупредил, что "ампутировали " кавантину Фигаро! Чувствуем себя обделенными.©
И в этом случае работу Большого театра над постановкой одной из самых исполняемых в мире опер можно считать не иначе как просветительской !
Не будучи точно уверенным, что попаду на один из премьерных спектаклей по причине того, что блогерам никто не выписывает специальные пропуска для освещения события (а уж таким, как Dolchev, и вовсе), пришлось обратиться к зомбо-панели, которая много чего рассказала о новом спектакле, но, главное, о главном векторе БТ - привлечению к постановкам всех известных драматических режиссеров, вне зависимости от того имеют они музыкальный слух или нет (это я уже от себя).
На сей раз внимание главного театра страны удостоился Евгений Писарев, уже прославившийся некоторыми драматическими спектаклями на классической музыкальной основе и оперой L'italiana in Algeri в театре станиславского. Итальянка в Стасике прозвучала, но достаточное количество поклонников оперы категорически не собираются идти на нее из-за низкого музыкального уровня. Что есть правда.
Заход Писарева в БТ тоже не обещал неподдельных оперных радостей.
По выражению самого Писарева, с которым я абсолютно согласен,
режиссер в опере несет сопровождающую функцию;
он не может выбрать актеров и не является хозяином спектакля,
п ч в опере основное это все же музыка и голос.А оперная политика БТ в настоящий момент связана именно с пренебрежительным отношением к музыке и голосам. В связи с этим ГАБТ выбился даже из двадцатки лучших оперных домов. Настоящий оперный театр обязан представлять лучшие достижения вокала на своей сцене. Если театр этого не делает, то это не хороший оперный театр и поэтому такой оперный театр будет всегда за флагом, каких бы драматических режиссеров в двух-трех-четырех масках он не приглашал бы.
Т к в Мск на данном этапе таких театров три и один из них уже поставил Фигаро, то Большой с этим своим спектаклем малость опоздал. Режопера состоялась в Новой опере и ее уже обругали, но всяк желающий теперь может сравнить какая из двух Свадеб лучше.
БТ, по моему глубокому убеждению, соревнование опять проиграл из-за просто провальной музыкальной части произведения.
Отдадим должное Писареву, по драматической составляющей он сделал всё, что мог.
Темп произведения такой, какой везде и это надо привыкнуть, что сначала люди нараспев разговаривают, а потом все тоже самое начинают петь. Все действия основных исполнителей идут строго по Бомарше и в этом случае большим подспорьем для публики является все та же Женитьба из театра Сатиры - содержание все знают.
Обыгрывается все временами весело, временами не оч вразумительно. Есть и находки, причем именно оперные находки, когда в последнем акте Графиня «поет Deh vieni, non tardar под Сюзанну» и именно таких всяко-разных штучек ожидают от режиссеров в опере, которые невозможны к воплощению в драм театрах. В этом спектакле их у Писарева не много, но как только что-то подобное появляется ощущение нудности сразу пропадает.
Перенос действия в этом случае вообще не имеет никакого значения, п ч он связан только лишь с костюмами и комнатными декорациями в современном стиле, сильно выдвинутыми к авансцене в первых двух действиях и к концу изрядно поднадоевшими; но после перерыва достаточно чуткий сценограф открывает сцену полностью и дело идет веселее, т к оч яркие цвета, игра света и костюмы в стиле вамп ( или я даже не знаю в каком стиле на дамах) позволяют сосредоточиться на том, что происходит на сцене, а не на своих собственных часах и на том, сколько времени осталось до конца представления.
![](http://s.rimg.info/ba73eccc2c9c7f3c1b0c3bc68a0e9e74.gif)
И в этом месте я узнаю последнюю новость из театральной жизни России - Neil Shicoff станет интендантом оперы Михайловского театра. Контракт заключен на 3 года.
Этот тот случай, который называется удивить чем ни попадя...
Кто после этого скажет, что в оперном мире не процветает блатняк ?
Главное всегда - полезные и нужные знакомства !
Вот поэтому-то все наши доморощенные вокалистки, вышедшие и не вышедшие на столбовую дорогу мировой оперы, заходятся в лайках Анне Нетребко за каждый ее бздёх - а вдруг заметит, вдруг где-нибудь замолвит словечко, вдруг сама вывесит свою фотографию вместе со мной, а не только я буду вывешивать свою фотографию вместе с ней:-).
Хотя Шикофф конечно имеет основной козырь для трудоустройства на российских просторах - лауреат золотой Маски, как ни как ! А это, подымай выше, чем Kammersänger Wiener Staatsoper.:-)
Ну, большому кораблю большое плавание.
Тем более, перспективы какие, Il trovatore в репертуаре, а он еще Манрико не пел:-).
Теперь привередливая питерская публика ни одного приличного тенора больше в Михайловском не услышит.
Планка задана - ниже можно, а выше ни-ни-ни.
Музыкальная часть Свадьбы Фигаро в очередной раз обнажила (понимаю, что это банально и в который раз одно и тоже) местечковость претензий на первенство даже в пределах окружной дороги.
По музыке филигранная работа Jan Latham-Koenig в Новой опере не оставила ни каких шансов топорной и мало талантливой дирижуре приглашенного маэстро William Lacey. И, что характерно, и тот, и другой англичане, но один знает про что дирижирует, а другой нет. И тот, который нет почему-то достался Большому театру... И, расстреляйте меня кислым молоком, но я глубоко убежден, что Паша Сорокин-караян придирижировал бы не хуже. Хотя, это не значит, что он сделал бы это хорошо:-).
Несчастная увертюра, не стройные ансамбли, не правильный подбор голосов, - при том, что внешние данные практически у всех исполнителей были безупречны, а по части виляния задом, для исполнения сверх задачи поставленной режисером, Сюзанна даст фору Ирине Пеговой-победительнице шоу танцы со звездами.
Но Моцарт сочинил Оперу
и его авторский стиль требует особенных оркестров и особенных голосов,
чего в БТ ну начисто не было предъявлено.Есть уважительная причина. Типа, Моцарт не наш композитор, мы только-только начинаем его осваивать, у нас нет такой исполнительской традиции, как в самом задрипозном немецком городке, где любая хористка споет Voi che sapete лучше и чище, чем Александра Кадурина и где любая сопрано отлично знает, что Dove sono ни в коем случае нельзя истошно орать, особенно в конце, вываливая на публику весь блеск своей вокальной несостоятельности.
И вот это вот Молодежка Большого, которая раз за разом предъявляет исполнителей, про которых не споешь надежда, твой образ земной.
Венера Гимадиева уже отрезанный ломоть, а после нее-то кто ?
Андрей Жилиховский ?
Ольга Кульчинская - Андрей Жилиховский
Ну-да, красавец и для драм театра на роль первого любовника был бы незаменим.
А на оперной сцене его баритон не слышен и, более того, ему Альмавива неудобен, особенно внизу. И это, в отличие от практических всех исполнителей в Новой опере : они все были молодые, ничего так себе по внешности и им всем было удобно.
Голосистая Украина была представлена Ольгой Кульчинской, как две капли воды похожей на Ольгу Перетятько. Т ч у БТ теперь есть своя Ля.:-)
По каким то причинам Павел Червинский откосил от Фигаро в премьерной серии и на замену был приглашен действительно востребованный на западе певец, бас, в прошлом солист Большого театра, Александр Виноградов.
Это, так называемый второй вариант оперной политики Урина, - если приглашаем, то в первую очередь своих.
Большой голос, даже слишком большой для этой оперы (но знатоки утверждают, что раньше все пели большими голосами и только сейчас появился принцип, если безголосый, давай=лабай Моцарта). По этому персонажу я вошел в некоторый раскосец с общим мнением, что присутствие Виноградова стало главным достоинстваом этой премьеры. Хотя даже и спорить не буду, - по вокалу и мастерству он на голову вышел всех остальных.
Александр Виноградов | Figaro
Мое мнение : не стоит петь моцартовского Фигаро как Ивана Сусанина или короля Рене; уж чересчур жирно … все время хотелось больше легкости, какого-то изящества вокала, полутонов. И несмотря на сценическую свободу и постоянное желание поддать драйва, Фигаро Виноградова оказался, увы, не маэстро церемоний и даже не заводилой всех тех историй, происходящих в оперной пьеске. Он один из.
Третья оперная премьера Большого театра в этом сезоне, лишенная основных манков предыдущих, а именно маниакальной режоперности, режоперности ради режопера, вполне годится для свидания вслепую, но для тех, кто ищет от театра понимания своих запросов, это, как пластиковый стаканчик, - один раз выпил и выбросил.
Голоса давай, Большой театр !