Händel Alcina концертное исполнение КЗЧ 16.01.2015

Jan 22, 2015 11:23

Я тут подумал … столько развелось оперных обозревателей высочайшего толка, которые и про «мощный «си-бемоль», пробивающий упомянутое выше крещендо в финале» и про «необыкновенно тонкие лирические пиано, особенно чувственно прозвучавшие в дуэте» и про «тонкое детализированное пение», и даже про «ладную анатомИю», что оперным оболтусам (типа меня) в ru-нете практически делать нечего.
• Только читать.
И пытаться понять … а в каком месте был я в те моменты, о которых рассказывают эти люди ? ...Вроде в том же зале, но впечатления совершенно другие … из какого-то параллельного пространства.

С другой стороны, альтернативное мнение просто обязано быть.

Benjamin Hulett - Anna Devin - Inga Kalna - Federico Maria Sardelli - Vivica Genaux - Patricia Bardon



И вот оно(моё) по поводу барокко.
Из раза в раз мечтаю слиться в экстазе с М.Фихтенгольцем и с темой его бессмертной диссертации. Прикладываю к этому максимум усилий. Мечтал отправиться на Alcina в Wiener Staatsoper - оч понравилась картинка : зеленая травка и воздушный шар, кроме того, Vesselina Kasarova и тогда еще уважаемая Anja Harteros. Но Бог спас (я бы себе не простил большие затраты на такой вот музон).
Перед походом в Чайник как следует сначала подковался (а потом, извините, нализался :-) ) : если вы посмотрите количество просмотров на ютьюбе Sta nell'ircana и Un momento di contento, - 50 из них точно мои ! Мозг должен привыкнуть к монотонному гудению монотонных голосов под маленький, но оч монотонный оркестр.
Но, как известно, во всем нужно чувство меры, п ч к третьему действию, на которое я остался специально, чтобы послушать живьем полюбившиеся во время домашних тренировок музыкальные фрагменты, мой организм объявил эмбарго и категорически потребовал пройти на выход. И вот такие вот силовые воздействия на самого себя, разумеется, врядли улучшат мои отношения с барочной музыкой.

Во-первых, конечно дирижер наш в красных носочках, который представил любимый многими музыкальный стиль, можно так сказать, э п и ч е с к и;
по впечатлению это все смахивало на впервые увиденную провинциалом скульптуру Рабочий и Колхозница.
Крупно.
Мощно.
типа, Страстно.
П ч, якобы - это я опять начитался - барокко очень страстная музыка.
До того, как стал читать в ru-нете оперных обозревателей, считал как раз наоборот - бесстрастная !
- Ну, кто назовет cembalo, основной музыкальный инструмент направления барокко, страстным ?
Может я ошибаюсь, но там вроде и педалей нет громче/тише и вся прелесть его именно и заключается в этой чистоте треньканья ни о чем.

Federico Maria Sardelli - Александра Коренева (клавесин)



И, как мне казалось, в ансамбле с клавесином должны быть и голоса клавесинные и тоже - тренькать должны ни о чем. Главное - чисто и по возможности приятным для слуха голосом и никаких обертонов, пожалуйста. Инструмент певца должен быть инструментальным.
Но нет. В XXI веке принялись барокко петь страстно (как веристские оперы) и с «рабочим и колхозницей» это все сочеталось замечательно. Правда иногда (даже с не большим оркестром) было плоховато слышно главную звезду Vivica Genaux, зато всех остальных ну оч хорошо.

Предлагаю для сравнения Жено 2009 года и нынешнюю :-)

image Click to view



image Click to view



Vivica Genaux - Patricia Bardon


Но такая слышимость не добавила очков Georg Friedrich Händel, п ч Inga Kalna



была бронхиальная со всеми вытекающими неудачными попытками piano=низировать верхние ноты;
Anna Devin субреточная;
Patricia Bardon, как всегда, осталась не понятой мною;
ну, и в финале, "квинтэссенция праха" - Алина Яровая из Молодежной, конечно же, программы звИзданула “Barbara” в стиле частушек Варвары из оперы Щедрина "Не только любовь", что, опять же, хорошо сочеталось с оркестром, но с Генделем пошло как-то в очередной разрез...

Еще тенор .., который открытым звуком только так.

image Click to view



Benjamin Hulett


Но сейчас вообще принято и не только Генделя, п ч если певец поет не открытым звуком, то значит он не J.Kaufmann и, собственно, зачем его тогда слушать.:-)

Построение оперы барочное.
Т е представьте не типичный балетный Дивертисмент или концерт, в котором один за одним выходят солисты, исполняющие номера solo, каждый на 10 минут и даже парами никто не выступает. Я уж не говорю про ансамбли расширенного масштаба : тройки/семерки/тузы и все такое, к чему мы привыкли у Петра Ильича или у Джузи нашего любимого.
Полчаса на такое можно посмотреть и, в принципе, можно послушать, но дальше ... это надо нарядиться в атласные панталоны, камзол, нахлобучить парик в метр высотой и сидеть специальной палочкой чесаться от укусов блох. :-)

Есть вещи, перед которыми преклоняюсь : перед артистами, которые хоть разочек перед началом выступления где-то это дело поизучали (хотя пели все конечно по нотам); перед оркестром и, в особенности, перед клавесином; перед истинными поклонниками барокко, ну и перед Филармонией, которая наверняка на будущий год уже комплектует какую-нибудь "Афигению в Cтавриде".
Ужо побалует.

Но спрос на филармонические изыскания в области опер в концертном исполнении потихонечку затухает, п ч помню как в свое время на Капулетти и Монтекки я сидел на ступенечках и даже после антракта, и до сих пор жалею тот футляр для очков, который там забыл :-( ;, успех Травиаты помню.
А сейчас уже и опер не осталось, на которые можно пригласить таких артистов, чтоб шумнуть.

- - - - - - ✄ - - - - - -

Вот сказал La traviata и вспомнил, что посетил еще и её... и это совершенно по принципу никогда не говори никогда. Клялся ж и божился, что даже если Кура выйдет обоими Жермонами одновременно, НЕ пойду !

Туган Сохиев - Венера Гимадиева - Олег Долгов




И, вот же, без всякой видимой причины отправился по холодку в Большой по проторенной дорожке.

А там все та же малина, но слегка видоизмененная …
Венера Гимадиева, вслед за Анной Нетребко спевшая в паре с Juan Diego Flórez музыкальный материал нефлоресовского репертуара ( только Нетребко пела, как мы помним, в Dresden и ее, разумеется, показывали по ТВ (и не один раз), а Гимадиева скромно (кажется) в Perú и даже (кажется) в Лиме, и если Лима находится в Перу, то попал в точку, если нет, поправьте ) в образе Виолетты не явила Большому театру лик новоиспеченной звезды мировой оперы. Её Травиата и всегда страдала отсутствием драматизма и голосовой наполненностью, а сейчас, и вовсе, всё так то-о-о-оненько, у-у-у-узенько и совсем не по Верди. Такая манера исполнения была когда-то, когда Звездина пела или Тоти даль Монте, но в настоящий момент несчастная куртизанка должна оформлять свои страдания более сочно и желательно объемным звуком.

С верхами все в порядке ( еще бы не было верхов) и это вообще палка о двух концах ... что лучше, виртуозно спеть первую арию, а потом всю оставшуюся часть партии петь голосом ребенка, у которого отняли любимую игрушку или в Sempre Lidera не дотянуть по колоратурам, но зато потом "разозлиться и выдать все, на что способна" - такую характеристику певца я тоже вычитал в ru-нете (прошу заметить, ничьи шедевры никогда не выдаю за свои ).

Простое исполнение основных героев конечно же не дотягивало до, вдруг, заигравшего вполне мело=драматически оркестра.
Американские горки продолжаются.
В яме стоял Туган Сохиев и оркестр зазвучал как в лучших домах (оперных).
Сценический оркестр, неоднократно проклинаемый мной, опять же, оттарабанил в наилучшем виде.
Но по-прежнему расходняк с хором имеет место быть и все таки это какой-то дефект ямы... Почему они друг дружку не слышат...
Хотя, надо отдать должное дирижеру, он достаточно часто ловил певцов и делал это с пол-пинка.



Успех … я бы не сказал, что сильно большой...
Я бы даже сказал, что маленький был успех (собственно, как и на Альцине).
Но публика в БТ теперь не лыком шита - она знает зачем приходит.
Теперь у нее есть специальные палочки-штативы, на эту палочку надевается … мобильник и теперь selfie получается во весь рост с хорошо охваченным фоном !
Я просто не знаю что сказать... по этому поводу.
Большому театру - БОЛЬШИЕ достижения, когда такое творится в кулуарах, не все ли равно что творится на сцене.

Опера в концертном исполнении, alcina, la traviata, Большой театр

Previous post Next post
Up