За то, что я такой молодец, хорошо себя веду в последнее время : не матерюсь, боюсь закона (вот еще бы разучиться пить белое вино …), и в связи с оказавшейся неприкаянной определенной суммой денег, решил устроить себе очередную вылазку в Евросоюз - не подумайте, что на предмет вывоза из вышеозначенного места 2-х кг пармезана - очередной раз духовно обогатиться. :-)
Т к мне не дано духовно обогащаться в Пезаро с тамошними составами солистов, то для достижения цели оч полезной показалась Aida на Arena di Verona и вот по каким причинам : в этот раз в Вероне дают две Аиды : одна «радиоактивная» режоперская (и Арена докатилась до новых веяний) и Аида в наипервейших декорациях 1913 г. в пост. Gianfranco de Bosio.
Второй вариант оказался с достаточно привлекательным составом солистов и для меня, и для нынешней Арены, в которой последние 3-4 г. черт знает какие составы. Т е Арена ди Верона строго взяла курс на средне-агентурно-статистический беззвездный оперный уровень, который стал теперь практически общим местом для Италии. Менеджмент работает в условиях, когда по cast особо выворачиваться нет нужды - дешевая публика заполнит свое пространство, а дорогая, видимо, в связи с кризисом по-любому не ходит. Якобы, на первом представлении 10-ого августа амфитеатр был заполнен .., я что-то в этом сильно сомневаюсь и всем мои наихудшие сомнения подтвердил спектакль, на котором был я. Худо-бедно оперу поддержали Gradinata и места до € 100, но что творилось в партере … Наверное при нынешнем раскладе это вполне удовлетворительный сбор, но были и другие времена еще совсем недавно... Хотя, я, как потребитель, вполне доволен таким положением дел, п ч куда приятней сидеть вольготно, а не быть стиснутым со всех сторон сверху и снизу. Но когда Арена битком, фотографии получаются заметно лучше и сама по себе эта картина очень впечатляющая:-).
8.44
Интересно, все таки приглашение маэстро Daniele Rustioni, это такая позиция фестиваля или опять же желание продемонстрировать всем пришедшим среднестатистический уровень нынешнего положения дел с дирижерами... Следующий на очереди итальянец Фабио Мастранджелло - это наверное его первый контракт в Италии в перерыве между посиделками на проекте Большая опера.
Рустиони весьма талантливо сумел завалить абсолютно всю музыкальную часть Аиды. По музыке такие спектакли постоянно бывают в Большом театре и чтобы такое послушать совсем необязательно ехать в Италию.:-)
Получается, что сейчас вообще в Италию за оперой ездить не стоит.♰ Короче, прибыли в тихую гавань … в Зальцбург уже давно не за оперой, а за анной нетребко, когда она идет по улице с юсифом, а все вокруг ей аплодируют;
The Met того-гляди закроют, п ч великая Поплавская не может выступить в премьере Свадьбы Фигаро;
в Пезаро не понятно кто, когда нет Перетятько;
ну и Scala конечно, от которой все певцы бегают, как черт от ладана, а поет одна Дикая.
☛Поэтому, всем рекомендую все же на Арену.
Ну-да, в сцене Триумфа оркестр драйва не дает и хор поет черти как, зато для вас выйдут 4 лошадки и сделают книксен, будет много балета, ортопедного и разболтанного, и детей одетых под негритят, что по-любому вызвет умиление публики. И будет цирк, когда при выходе дирижера на подиум, Арену огласит, подозреваю, голос Carlo - Bravo, Maestro ! и так все 4 выхода. Все таки итальянцы знают ходы и как приласкать клаку:-). А публика, она легко ведется и подхватывает, п ч сказали же что Нетребко и Доминго лучшая оперная пара, значит так оно и есть / крикнули маэcтро, Браво до того, как маэстро взмахнул палочкой, значит не в простоте дирижер:-). Около каждого искусства всегда было много лохов, но в последнее время их просто зашкаливает:-).
В смысле привязке к запросам Арены, постановка понравилась : яркая, красочная, вполне папье-машовая, удобная для демонстрации вокальных возможностей солистов и как оперное шоу практически безупречна. Люди мало меняются и то, что нравилось в 1913 г., вполне применимо и сейчас. И нет никакой нужды в режиссерских новациях - вот шла бы она 100 лет, изредка подновляясь, и ничего другого не надо было бы. Опера на Арене это зрелище, а в замочную скважину за своим соседом можно подсмотреть, например, в Unter den Linden, в театре, который свел оперу до уровня коммунальной кухни.
Т е обрамление для главного украшения любой оперы - голосов, было вполне удачным (за исключением дирижера конечно).
Дмитрий Белосельский - Monica Zanettin - Anita Rachvelishvili - Andrea Mastroni
Перед вокалистами, выступающими в этот вечер на Арене, стояли две сверхзадачи : легкий, иногда переходящий в порывистый, ветерок(мне он оч понравился - под его дуновением красиво трепетала одежда на Аиде и Амнерис) - его присутствие зачастую мешает правильно скооперироваться с оркестром; и сам оркестр, которому даже без ветерка трудно было скооперироваться с этим «выдающимся» дирижером.
Сразу, пока не забыл, сообщаю интересующимся - подзвучки в данный вечер не было.
Люди пели своими голосами, очень живыми и подверженными колебаниям воздуха, поворотам тела, порывам ветра и всему тому, что составляет одну из основных прелестей живой оперы на Arena di Verona. В этом огромном амфитеатре легко различить силу голоса и его возможности, а когда в бой вступают электронные девайсы, все, причесанные под одну гребеночку.Вот еще одна причина, по которой нужно слушать оперу там. Это было 100 лет назад, это было 50 лет назад и, к сожалению, 3 или 4 года тому назад ударила моча в голову кому то на предмет облагораживания Арены электронишен гарэтн, но народ это тут же просёк и присёк.
Состав солистов по мере слабых сил был утяжелен двумя известными фамилиями - Анитой Рачвелишвили и Marco Vratogna и надеждой на то, что вдруг, ни с того / ни с сего, не подведет исполнительница роли Аиды-Monica Zanettin (про которую я ничего не знал и никогда не слышал), заменившая Amarilli Nizza, что ни сколько не огорчило, а наоборот дало надежду попасть на новенькую(хорошую).
Последние два сезона фестиваль забил на теноров и не считает нужным идти на поводу у публики, которая за этих душек готова самые высокие цены на билеты потерпеть. Тут Арена, как бы, строго придерживается линии взглядов г-на Верди, который, как известно, теноров не жаловал:-). Поэтому на Радамеса был приглашен Stuart Neill и все было было вполне удовлетворительно, если бы он обладал голосом Паваротти или, на худой конец, Боты... П ч весогабаритые характеристики из этой серии и наш герой в исторический нарядах больше походил, увы, на антигероя... И поверить в то, что две принцессы рвут страсти в клочья из-за этого мужчины со средними голосовыми возможностями оч трудно. Вся эта любовная галиматья конечно же пошла фтопку. Но, опять, - это Арена и здесь такое вполне возможно.
Radames - Stuart Neill
Как вокалист Нейл держит хороший средний теноровый уровень, ничего экстраординарного по ходу исполнения партии не произошло, но специально женщины на таких теноров не ходят. Не харизматик он.:-)
Stuart Neill - Дмитрий Белосельский
Несмотря на санкции, Россия все равно на сцене была представлена:-). Причем, ни кем-нибудь, а солистом Большого театра Дмитрием Белосельским. И он, как положено, в сдержанной манере, величаво и благородно озвучил Рамфиса и оказался голосом Арены. У меня, как у большого спеца, есть несколько претензий, но законное чувство гордости за наших, когда они там хорошо выглядят, не позволяет мне сейчас распространяться на эту тему.:-)
Ну и благородный отец Marco Vratogna, которого терпеть не могут все фанаты Доминго - говорят, что у него слишком большой кач, и т к получается, что эту партию петь некому, Доминго срочно на Амонасро, у него же голос не качается.:-)
Про себя скромно скажу что я поклонник Вратоньи, после блестяще исполненных им Яго и Жерара в моем присутствии, и конечно надеялся, что и тут свой кайф схвачу. Но нет... :-( Партия к сожалению не по его голосу. Она(партия) вообще странная, ее мало кто озвучивает как положено. Есть запись Аиды 1999 г., где Leo Nucci черти что вытворяет, а он еще был тогда сокол. Амонасро нужно петь выпукло и большим звуком, допускается даже пореветь; эта партия требует крупного голоса и полновесного баритонального диапазона. И, желательно, чтоб пониже баритон был.
Monica Zanettin - Marco Vratogna
По поводу Амонастро в этой постановки надо отдать должное весьма экзотическому внешнему виду этого персонажа - он сильно смахивал на колдунью Медж из всеми нами любимого балета Сильфида, что тоже драйва образу не поддавало.:-)
Anita Rachvelishvili - Marco Vratogna - Дмитрий Белосельский
♰О самолетах закончили, теперь про девушек :-)
Давно не слыхал хорошей Пристресс и надо было припереться в Верону, чтоб констатировать - дождался. Кто такая не знаю. Наверняка моржиха, но с замечательным голосом.
Аида-Monica Zanettin яркий пример глобализации вокального амплуа.→ т и п и ч н о е лирическое сопрано чисто, аккуратно, оч культурно поет не свою партию. Поэтому все динамические моменты продинамила по причине нехватки мяса, экспрессии и всего того, что в Аиде должно быть. Там, где она попадает на родную почву, все на месте и даже с нотой До, и с piano на верхах, и со всеми теми прелестями, за что мы любим лиричек. Голос приятный на вкус, правда, слегка зауженный, но Арену пробил именно остротой и грамотностью исполнения. От таких певиц трудно ждать накала страстей и сильных кульминаций, п ч они, как правило, понимают свои возможности и осторожно обходят все эти острые углы, но это всё в ущерб музыке.
Monica Zanettin - Anita Rachvelishvili
Anita Rachvelishvili, похоже, дебютировала в Амнерис в Европе (я могу ошибаться), до этого момента было совершенно не понятно, почему певица с таким мощным и богатым голосом поет буквально везде и практически только Кармен ? Причем, ее карьера, если рассматривать ее с точки зрения покоренных сцен, складывается вполне удачно, но с точки зрения репертуара имеются вопросы - почему без Верди, когда сам Бог велел ?
Теперь этот момент наступил и можно смело говорить, что появилась меццо-сопрано, способная исполнять Верди в аутентичной манере : с нормальными грудными вердиевскими низами, замечательной серединой и достаточно крепкими верхними нотами. Мне показалось, что в некоторых местах можно было бы побольше педалировать на низы, которые есть и они не деланные, а природные.
Click to view
Но видимо сейчас наступили такие времена, когда меццо даже в Ульрике бояться на полном звуке дать низ, а в Квикли выходят барочницы. Все таки традиции исполнения великое дело и всякий раз, когда появляется певица способная петь в традиционной манере после несметного количества всякого рода эрзацев, которых в народе называют пол-сопрано, роль начинает восприниматься как новенькая. Кроме того, никто и не сомневался что Рачвелишвили Арену накроет легко и понятно что самый большой успех имела именно она. Это оч хорошая заявка на исполнение Амнерис и неплохой артистический опыт в рамках большого пространства, п ч роль тяжелая и требует большой выносливости голоса. Всё, для того чтобы петь ее, у исполнительницы есть.
Весь этот денек вместе с перелетом до Вероны на S7 получился оч удачным : погода нежнейшая, хотя в предыдущий день лил дождь и все реки Вероны под завязку забиты водой
и все, как одна, являются бурными потоками; отель был выбран грамотно для того, чтобы теплой приятной ночью после подсырника совершить прогулочку пешком; кроме того, мне удалось съесть на Пьяцца Бра вкусное блюдо, которое называется Risotto с морепродуктами и, кроме того, удалось наконец-то исполнить свою заветную мечту - я таки нашел эту церковь Сан-Дзено и за 2.50 осмотрел ее всю
San Zeno Maggiore
Центральный неф - Крипта, Над арками у входа в крипту скульптурная композиция Адамино да Сан Джорджо (XIII век). В современном исполнении являет собой настоящий лес из колонн, результат переделки крипты X века, осуществленной между концом XII и началом XIII века. Многие из колонн и капителей остались от предыдущих зданий. В урне в глубине абсиды почитаемое тело Святого Епископа Дзено, покровителя Вероны.
Фрески на различных слоях (XII-XIII-XIV в.). Работы неизвестных авторов.
Очень важным является Христос на троне между Св.Иоанном Крестителем Божьей Матерью. Архангелами и Святыми, фреска XII века с выраженным византийским происхождением.
Фрески (XIII-XIV вв.) Работы неизвестных авторов.
Имеют большое значение для истории веронской живописи : Св. Георгий и принцесса, Крещение Христа, Воскресение Лазаря, Перенесение останков Святого Дзено
и понял, что это одно из самых приятных мест в Вероне : все эти старинные домики и практически полное отсутствие народа.
Т к обратный путь в целях удешевления переезда был через Будапешт с заездом в Милан, то и дальше все пошло, как по маслу. Поезд с карозой 1-ого класса с бесплатным кофием, вафлями и припасенной с собой буылочкой за 1.5 ч домчал в Милан, центр которого показался мне на сей раз оч милым. Куда-то исчезли все те толпы азиатов, просто не дающие туристам спокойно осматривать немногочисленные достопримечательности северной столицы Италии. Не приставал никто ! Если и были азиаты, то это были оч культурные туристы; если и были арабы, то это тоже были туристы.
Получается, бандера пришел и порядок навел.:-) Либо это генеральные репетиции к ЭКСПО, п ч карабинеров больше, чем туриcтов, какие с одной пистолью, какие с 2-мя пистолями. При входе в дуомо сумочки все предъявляли, как у нас при входе в Большой.
Св.Варфоломей с содранной кожей /Duomo di Milano/
В общем, что-то изменилось и изменилось в лучшую сторону. И теперь я уже вполне по доброму представляю себе, как стою на подсыре в La Scala и жду кого-нибудь, и никто мне не сует в нос никакие цветы, и не требует денег, ну хоть сколько-нибудь.:-)