UPD : Цискаридзе и АРБ (в комментах) ↓
Ничто не обещало, что вдруг возьмусь за перо начну стучать по клавиатуре, - т е, то, что сольный концерт Марии Гулегиной, посвященный 200-летию Дж.Верди, состоится в Консерватории, знал; более того, у меня даже появилась мысль и некоторое время я ее думал - музыкальная Москва практически никак не отреагировала на это событие, и если бы не Гулегина, так и вовсе ... сидели бы и ждали премьеру Don Carlo в Большом, якобы приуроченную к тому самому дню.
Хотя .., вспоминая моего любимого тенора и высоко художественного интеллектуала José Cura, который на ? как следует отмечать день Верди, сказал - никак, - аргументируя это тем, что день Верди это примерно тоже самое, что день Матери, а Мать надо любить и целовать каждый день.
В Европе действительно почти каждый день любят и целуют Верди, а вот нам очень бы подошел такой день(похожий на день Матери), который бы мы все хором - особенно в Большом театре - отмечали.
Для Москвы Верди та самая не всякая птица, которая долетит до середины Днепра.
Плавное течение моей мысли и все эти интересные размышления были прерваны приглашением в тот самый Концерт и обряд целования состоялся в полной мере.
То, что для Мск и республик бывшего СССР Мария Гулегина уже находится в статусе Легенды, якобы совершенно бесспорно. Я с этим не соглашаюсь, - считаю Легенда это то, что нельзя проверить, а можно только поверить на слово тем, кто рассказывает эти легенды. Гулегина, слава те, господи, вполне проверяемая действующая певица, которая оказалась первой в тот самый переломный момент истории, - ну, скажем так, - нашей страны храбро и уверенно начала делать совершенно феерическую карьеру. До нее была конечно Елена Образцова, но она все же принадлежала Большому театру, у нее этот тыл был оч хорошо организован и никакими силами непоколебим, т е все звания и привилегии, дарумые принадлежностью, были при ней.
Гулегина кинулась как в омут, имея за плечами только одно - голос (ну и, разумеется, талант и умение трудиться). Все это достойно самого большого уважения, а если учесть то, что ее карьера развивалась именно как карьера оперной певицы в том еще понимании, из золотого века оперы, когда главное было - голос, а не это поганое слово раскрутка, то вот она и по сей день остается первой из всего того, что наша страна подарила миру в этом замечательном искусстве, которое называется Опера.
Я слышал Гулегину очень разной...
100 раз об этом говорил :
- никогда не забуду тот благотворительный концерт, в котором она бисировала Pace (это, по-моему, никто не забыл кто там был);
- потом знаменитая трансляция Macbeth из Scala, которую все ждали разинув рот;
- потом незабываемая Tosca в Wiener Staatsoper - вот если бы ее записали вместо всего того хлама, который постоянно и с маниакальным упорством записывает Deutsche Grammophon и выбрасывает на прилавки, то было чем погордиться перед следующими поколениями;
- были еще и неудачная Сила и оч неудачный Набукко в Питере, и великолепная Турандот в Deutsche Oper Berlin, когда Гулегина и Хосе Кура с легостью расправились с ужасающей постановкой.
Много чего было и много чего рассказывают о том, как она сейчас поет.
Вот проверил.
Легенда в порядке.
Во-первых, мало найдешь вокалисток, которые в одном концерте соберут фрагменты из таких опер ( Oberto-Nabucco-Il Trovatore-due Foscari-Ernani-Macbeth ) и в таком количестве.
Во-вторых, несмотря на то, что в конце певица пожаловалась на бронхит, это выступление можно отнести к ее несомненной удаче.
Время идет, а Гулегина остается большой Певицей великого композитора и этот композитор настолько её, что даже в тех вещах, которые никогда не были ее коронками, а может и вообще никогда не были (Эльвира из Эрнани, D amor sull ali rosee из Трубадура) она показала незаурядное исполнительское мастерство. Чего хотите со мной делайте, но Miserere из Трубадура это было что-то особенное, чего я никак не ожидал. И никаких компромиссов, которые мы недавно имели удовольствие услышать в изрядном количестве в исполнении Лица Deutsche Grammophon.
Я, собственно, пришел к выводу, что драматическое сопрано - это королева soprano, п ч драмсопрано отспинтует, а колоратурное, которое переделывается в spinto или еще того глубже, оказывается нет.
Голос конечно изменился, этот дар природы находится в полной зависимости от человечекого организма. Но мастерство позволяет управлять им наилучшим образом. Концерт получился праздничным : цветы, овации, два превосходнейших примадоннских платья и очень достойный бис(Pace), правда, всего один. А больше и не надо, когда спето все то, что спела Гулегина в основной программе.
Так послушав, вполне себе возбудился на предмет Эболи - это уже кое-что. По крайней мере, женщины обещают быть в той самой постановке, в которой Большой театр решил поцеловать Верди после того, как уже весь мир его обцеловал ею.:-)