Recital Juan Diego Flórez ммдм / Щелкунчик Большой театр 31.12.2012 / 02.01.2013 / 06.01.2013(утро)

Jan 01, 2013 18:56

Оригинал взят у dolchev в Recital Juan Diego Flórez ммдм / Щелкунчик Большой театр 31.12.2012 / 02.01.2013 / 06.12.2013(утро)
31 декабря 2012 г. прозвучал для меня мощным аккордом, - не будучи большим любителем ходить в театры в последний день уходящего года (если дело происходит в России, а в этом году случилось именно так), я попал аж на два представления. И докладываю - при соответствующем оформлении это вполне достойное времяпрепровождение перед тем, как окончательно упасть мордой в салат в районе 0.30.:-)




Музыкальное событие № 1 концерт Хуана и Диего Флореса в ММДМ.



Вообще-то, в груди моей полыхал протест, п ч бесконечная демонстрация физиономии Спивакова по культурному каналу и рассказ о том, что вся страна собирается встречать Новый Год в компании данного индивидуума, его супруги, Бэлзы, телкá, и, мать твою:-), Полунина не располагали к обряду любования на его спину в совершенно не годном к прослушке выдающихся певцов Светлановском зале музыкального дома : он достал и Бэлза достал, и телок с Полуниным тоже достали. Так и хочется сказать, ребят, ну если вы исполняете обязанности мировых звезд, исполняйте их где-нибудь в реГЫонах. П ч не на центральном же культурном канале из года в год это делать по одному и тому же сценарию.

Ознакомившись с тем, что собрался петь Tenore di grazia, я понял, что без особого ущерба для собственного музыкального развития смогу сделать перебежку, тем более, что концерт обещали начать в 18.00. ММДМ включил "европу" в стиле а ля рюс - вместо шампанского бесплатного, как это принято в новогодние представления по завышенным ценам, разбавляли задаром водяру соком. Потом, как всегда, сока не хватило и стали наливать одну водяру. Это уже немножко смахивало не на праздник НГ, а на поминки, ну да наплевать, - и на том спасибо. Про себя могу погордиться, зная все эти трюфеля, которые разделывает нашенская интерпретация западных праздников, я подготовился по-сырскому : у меня и c собой было, и в концерте шампанским оскоромился, чтоб праздник состоялся:-). Поэтому водка мне показалась НЕкомильфо, но чуток пригубил:-).
Ввалился в зал, а там … задержка и на полчаса. Зато концерт был обещан без антракта и с купированным Доном Оттавио, отсутствие которого я пережил с легкостью необыкновенной. В мои расчеты входило делать ноги после Ромео, но к сожалению поджимала поляна, накрытая в БТ, поэтому какой вышел Ромео из г-на Флореса ничего сказать не могу, а если кто знает, то с удовольствием ознакомлюсь.
Про качество оркестра и капельмейстера ничего рассказывать не буду  - все все знают про громыхалово, вполне обычное в ммдм. Хотя, вроде как, там какую-то необыкновенную акустическую систему сделали и теперь можно только наслаждаться музоном, но мне это плохо удавалось, п ч прямо над моей башкой свисал микрофон, который воспроизводил оркестр как-то заметно громко, а  Flórez(а) заметно тише.

Juan Diego Flórez остается быть моей любимой оперной дýшкой в области исполнения грациозных произведений, но его желание податься в лирики с уклоном в spinto я не понимаю и не одобряю, хотя отчетливо понимаю, что Звезде мировой оперы на это моё мнение, как говорится, взять, да положить:-). Будучи еще вполне в сознании, что я при исполнении, самое дорогое моему сердцу записал, т ч желающие могут ознакомиться. Тамино фиксировать не стал, п ч мне не кажется что это уж так шибко интересно.

image Click to view



image Click to view





После Альфреда пришлось сделать то, за что я порицаю всех, особенно дам пожилого возраста, встать со своего места и сделать ноги в сторону выхода (старался не пригибаться, п ч все равно видно когда человек уходит):-). Перебежка произошла по-спортивному бодро; в метро все дворники города Москва создавали совершенно четкое ощущение того, что я нахожусь в г. Бишкек или в г. Душанбе, они уже намыливались на тусовку на Красной пл. - теперь это такая традиция; не подумайте, что москвичи туда собираются - москвичи, как всегда в это время, в своем салате. Но иные, особенные, москвичи считают приятной традицией прийти 31 числа на балет ЩЕЛКУНЧИК в Большой театр.

Анжелина Воронцова - Николай Цискаридзе




Я пребываю в удивлении на дирекцию габтовскую -  в маленьком-то театрике обязательно надо ставить  Die Fledermaus, но только на русском и «с гостями», но не за 20 коп., а за подороже. Тогда на 2-х сценах случатся аншлаги - было же дано задание увеличить количество спектаклей, идущих на 3 сценах. Дерзайте ! А то уже Щелкунчик превратился в ореходав, а ну-ка посмотри-ка, потанцуй-ка 20 раз подряд по 2 раза в день... Это всякая таинственность гофмановская исчезает - главный гвоздь этого балета, а вылезает физиономия гендиректора, который никак не возмет в толк - на потоке искусству нет места.

В антракте, к началу которого я как раз успел, проводили старый год, чуть не встретили новый и пошли, родимые, в залу в том самом состоянии, когда уже что ни покажи, все будет хорошо, и даже если ты в партере, воображение дорисует стопы танцовщиков, которые оттуда вообще-то по-прежнему не видны и похоже этот казус с Большим театром заодно теперь на всю оставшуюся жизнь. Публика не ошеломила - такая же, как всегда, но якобы денежная : никаких особых запахов; никаких особых бриллиантов и мехуёв, пердышек и тех нету; ни тебе органзы / ни тебе атласа:-). Нормальный такой спектакль 31-ого числа.

Хотел было написать как играл оркестр, но вспомнить не могу:-).
Но как танцевали отлично помню.
Прекрасная Анжелина просто шикарно станцевала па-де-де. Ее облик абсолютно попадает в роль, восторженность детская здесь совершенно к месту; а то, что она делала ногами, руками и всем своим прекрасным телом, иначе как эталон исполнительсткого мастерства в этой партии не назовешь.

Анжелина Воронцова - Кристина Карасева


Николай Цискаридзе как всегда исключительно бережно относился к своей партнерше. По части поддержек это были хореографические прописи. По образу танцовщик вполне сознательно пытается отходить на второй план, правда, когда он сцене, такой расклад никогда не удается - все равно его видно как всякого большого Артиста.



Счастливый финал спектакля всегда вызывает светлые чувства вне зависимости от того состояния, в котором ты добираешься до него:-). Мне вот, например, оч понравился Родькин и я не понимаю, почему он до сих пор не танцует Щелкунчика- Принца. И я бы, например, с удовольствием посмотрел его в Баядерке, но т к мое мнение не сходится с мнением директора балета, который с удовольствием смотрит везде только детское мыло и Чудина, то в этой куче «Щелкунчиков» в самом разномастном исполнении я ни на один не пойду, кроме моего любимого состава.



Всех с Новым Годом !
✁-------------------------------------------------------------------------------------------------------


родолжение погружения в ЩЕЛКУНЧИК случилось вечером 2-ого - время для просмотра идеальное : отходняк от празднеств произошел, впереди неделя отдыха и подсвеченные колонны Большого в этой ситуации производят самые благоприятные впечатления.



Щелкунчик все же надо смотреть с самого начала, не перемешивая его с походом в ммдм, большим количеством выпитого и мыслями о предстоящем праздничном столе. Спектакль гармоничный и цельный, а в случае с исполнителями, соответствующими его репутации - а Щелкунчик Ю.Григоровича лучшая постановка балета в мире, как, собственно, и балет Большого театра - он превращается в незабываемое зрелище.

Александр Войтюк - Анна Ребецкая - Виталий Биктимиров - Анжелина Воронцова - Николай Цискаридзе


Этот спектакль не достанет никто, п ч врядли какой хореограф еще сумеет сделать практически невозможное - соединить Ernst Theodor Amadeus Hoffmann с Чайковским : странного немца, который писал сказки совершенно не для детей, да и для взрослых-то не для всех и нашего Петра Ильича, в этой музыке обращающегося к светлым радостным чувствам. Никакой мистики в музыке Чайковсого нет, она естественная, как дыхание, и мелодична; и мрачный Гофман со странными существами, которыми перенаселены его сказки, и практически всегда с сумеречным антуражем.
Да, конечно, Щелкунчик одна из самых добрых его сказок, но она совершенно не катит, если не создать атмосферу, если не сделать контрапункт между бюргерской Германией, во времена Гофмана она как раз и была таковой и зашкаливающим количеством романтиков, каким-то образом в это время там уживающихся. В Балете Григоровича это все есть : темная атмосфера, теперь даже слишком темная, дома Штальбаума - бордовое и черное; гости, чинно танцующие Groβvater Tanz и девочка, из-за которой все это и было придумано - такие приключения в рождественскую ночь даны не всякой девочке и такую девочку исполнить дано не всякой балерине.



Понятно, что по всем данным абсолютно гофмановской была Наталия Бессмертнова, которая, по рассказам, никогда даже и не строила себя девочку, но было полное ощущение того, что детство Маши отличалось от всех остальных и что девочка эта необыновенная. Из того, что удалось увидеть мне, практически ни одна Маша не была гофмановской : кто-то был хорошо классически выучен, кто-то брал кривлянием а ля крошка, но все, как одна, радовались жизни и ни одна не запоминалась.

А т к я начал смотреть Щелкунчик в те времена, когда еще не убежал Ирэк Мухамедов и уже стал завоевывать свое место под солнцем Николай Цискаридзе, то Маша стала не главным элементом этого спектакля, да и личности дамского пола в это время уже плавно исчезали из балета БТ. Мухамедов тянул на себя одеяло исключительной мощью танца и на него было любопытно смотреть с той точки зрения, насколько Григорович интересно поставил эту партию. Несмотря на то, что голубизна Принца должна была бы быть очевидной, у Григоровича это совершенно не очевидная вещь - по слухам, одним из лучшим Щелкунчиков был Юрий Владимиров, не говорю про других исполнителей, которые одновременно танцевали и Щелкунчик, и Спартак, и Иван Грозный.

image Click to view



Ярко выраженное гофмановское начало в мужскую исполнительскую традицию этого балета просто волоком притащил Николай Цискаридзе в силу своих необыкновенных способностей и внешности. Спектакли с его участием при любой Маше были полны романтики, мистицизма и некой странности. И получается, что совсем не часто рождаются исполнители, способные добавить к хореографии свое личное представление о великом сказочнике.





Грустный факт заключается в том, что за то время, пока Цискаридзе царит на сцене, в этой роли ни один артист даже не приблизился к его уровню. А кто только не танцевал ... Но полное впечатление того, что в этой в этой партии только прыжки, ужимки и вертушки + слишком частое исполнение этого уникального спектакля просто заболтало=затрепало роль до невозможности. Ни одному исполнителю не удается предъявить никаких козырей, из-за которых можно было сказать - да, это что-то интересное. Честных работников до пса, некоторые, прям, совсем честные - не ошибаются вообще, танцуют - а смотреть нельзя. И в этом сезоне также, громкого дебюта не состоялось.

С Машами та же история... Это уже хрестоматийная истина - все новоприобретенные в БТ добыча в копилку посредственностей, а единственная Маша, которая отличается лица не общим выраженьем, она в Большом театре в большом загоне - полагаю, чтобы люди не привыкали к хорошему (также, собственно, как и в опере).
Анжелина Воронцова балерина с девичьей прелестью, но при этом она вполне сложившаяся артистка. Проблем в технике у нее нет. Данные просто наилучшего качества : хорошее лицо и форма головы, очень женственная - давно забытое качество для балерин Большого театра, это вообще уходящая ценность и уходящая она везде ... и в драме, да и просто на улице - одни сударики. Но как же здорово, когда такая прелесть появляется на сцене сама собой, как народившись. Воронцова делает сложнейшие технические вещи, нисколько этим не бравируя; в ее исполнении абсолютно нет натужности и желания удивить по-спортивному. Она и не думает кривляться для того, чтобы подтвердить свои драматические таланты, а певучесть ее линий и всего танца это какое-то оч русское качество, добиться которого невозможно, если тебе это не дано от рождения. Странные приключения, которые происходят с ее Машей, она воспринимает с распахнутой душой и хотя по внешности прекрасная Анжелина вполне могла бы сойти за калиброванную Гретхен или Клару, однако, при всем ее внутреннем  ожидании чуда в немецком стиле, - а немцы очень готовы к чудесам в любой время, сам видел - проедет Дед Мороз на мотоцикле по Bismarckstraße, а они восторгом заходятся:-) -  ее Маша русская с какой-то нежной верой в то, что все чудеса рождественской ночи обязательно воплотятся в жизни.

image Click to view





♦ Было бы оч хорошо, если бы произошло чудо возвращения в разум администрации балета,
и Воронцова заняла бы наконец место, подобающее ей в труппе Большого театра ♦
Получается, что традиция интересных добавлений к образам давно сочиненным в Щелкунчик, не прерывается.Правда, редкие они ... после Цискаридзе  появилась Анжелина Воронцова. Я-то, собственно, Родькина жду - его и дождался на подсыре, а прекрасную Анжелину просырил, правда он каждый день в орешках выходит по 2 раза, но это немножко не то, чего я жду. Я бы хотел рассказать о каком составе этого спектакля я мечтаю на будущий год, но не желаю уподобляться многим мечтателям из интернета, количество которых просто зашкаливает, но это не банальных состав, не тот, о котором вы думаете.:-)






✁-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я не считаю мой утренний выход на ЩЕЛКУНЧИК противоречием самому себе - просто умные люди подсказали интересную мысль, что этот Щелкунчик есть генеральная репетиция всего того, что будут вскорости показывать в Большом театре вечером 31 декабря за 300 000 руб.. Поэтому за тыщу вполне даже и неплохо отстреляться на генералке и потом забить на это раз и навсегда, тем более, что на меня уже оперные обижаются, а впереди приезды мировых звезд типа Edita Gruberova и тд..

Анна Тихомирова - Артем Овчаренко


Расскажу, как на духу, что ждет уважаемую супер публику все то время, пока у власти будет нынешняя администрация, а у власти она будет усегда, п ч ее позиции непокобелимы:-)
Сегодня на сцене была пара-мечта, ну вы понимаете:-), такая. как Максимова-Васильев, Павлова-Гордеев=некоторое время, в балете или Френи-Гяуров, Георгиу-Аланья=тоже некоторое время, в опере. Балетная общественность конечно же с нетерпением ждала выступление м а л о и з в е с т н о г о танцора балета Артема Овчаренко, который остался малоизвестным даже несмотря на всю ту пропаганду, разведенную педарачей Большой балет на культурном канале, со своей нетленной половинкой Анной Тихомировой.

Попытка влиться в бурный поток исполнительниц, на свой лад говняющих роль Маши в балете Щелкунчик можно считать состоявшейся - Тихомировой удалось изговнять эту партию абсолютно по-своему.
Начинать надо, как и положено, сначала. Внешние данные. Так любимые и так часто обсуждаемые балетными поклонниками. Положа руку на сердце, привет Zena, раньше с таким лицом в БТ не брали даже в миманс, п ч в балете лицо может быть каким угодно, но только не старообразным. И это никакое не оскорбление. Это честный взгляд на то, что происходит на сцене. А всех, кто этого не понимает, их хочется просто пожалеть.
Конечно, можно давать средней солистке балеринские партии, если она прет как танк и делает это нахально и требовательно, но, извините, причем здесь Маша из балета "Щелкунчик" ??? На сцене появилась тетушка с несуразным бантом, глупыми ужимками и решительными жестами и как-то сразу стало понятно, что эта Маша, видавшая виды...:-) А когда на своего папашу оскалилась, стало страшно за папашу, такая
в глаз отоварит и мало не покажется:-). По всему спектаклю лейтмотивом шла преувеличенная жестикуляция, обильное мимирование и совершенно не соответствующая образу полковая решительность - эта девочка так запиздошила в мышей тапкой, что чуть елку не сломала:-). Предположим, что Тихомирова давно хотела станцевать Щелкунчик и застоялась, но когда вырвалась на волю у нее получилась Маша с Уралмаша. Я после уёбензибитте нашей любимой пары в город на Неве уже не надеялся увидеть на сцене кулаки в исполнении нежных балеринушек, ан нет - кулак, как орудие балета, вновь воссияши на детских утренниках.

Опять же, предположим, что внешние данные дело вкуса каждого, кто смотрит на сцену, и драматическая игра это тоже вещь в себе и, как мы знаем, зверское переигрывание, экзальтация и прочие осиповские прелести все же находят отклик у опрпеделенной части публики, вернее, у фанатов. Но в балете есть некоторая изюминка - балетную партию надо станцевать. И желательно сделать это по тексту, в музыку и в стиле поставленной хореографии. Ни раз / ни два / ни три у Тихомировой не получилось в силу недостаточности ее балеринских данных. Вот, только она появилась и начала подлаживаться к хороводу детей, п ч самой вступить, не оглядываясь ни на кого, судя по всему, ей не дано. Перетаптываясь, пристраиваясь ко всем, не попадая в музыку, добралась наша Маша до танцев с куклой и в первый раз в жизни я увидал как ребенок, взявшись за ручки с артисткой, танцует точно, а балерина устраивает черт знает что и чуть не заваливает этого ребенка. Потом, когда она от ребенка отцепилась, слава те, Фриц положение тут же поправил и они вдвоем, как Штраус-отец и сын, - везде попали:-).

На протяжении всего спектакля продолжалось переступание, поправки поз, т е все то, чего не должно быть на сцене БТ в исполнении балерины. Тихо-плавно время подошло к самому романтическому моменту спектакля - не заметно для глаз под квёлый оркестр:-) елка начала расти, а Тихомирова начала делать перекидные и опять могу погордиться - никогда не видал, чтоб артистка, якобы с прыжком, делала такие перекидные : во-первых, НЕвысоко, во вторых коленка висит до коленки прыжковой ноги, т е распахнуться не удалось ни разу. Шпагаты тоже через пень колоду, причем, все это в силовой  манере, никакого воздуха в этих прыжках нет, ни о каком баллоне говорить не приходится.
И именно в этом спектакле совершенно очевидной стала одна особенность (это и в Снежинках было также потом) - после прыжка приземление настолько жесткое, что балерина, как бы, останавливает движение, а подготовка к дальнейшему очень видна. А если учесть, что Tours chaines и Pas de bourree  у Тихомировой практически на одном месте и не имеют продвижения вперед, то вот этот вот ковырятельный танец оставляет грустное впечатление. Не очень понятно, почему эту неприятную особенность не может снять ее педагог, п ч у Грачевой такого не было никогда, у нее у самой прыжки и переходы во все другие движения были оч гармоничными.

image Click to view





2 действие прошло также, как и первое. Т е никаких заявок на хоть сколько-нибудь интересное танцевальное прочтение партии не было сделано. Вариация исполнена в стиле шкандыбай-шкандыбай - представляю с каким дерьмом смешали бы любую другую балерину, станцуй она так - опять жестко, опять не в музыку, опять с некрасивыми линиями, п ч в Attitude коленка торчит и почему-то ... пятки видны все время:-). Но чисто технически небалеринское исполнение абсолютно безликим не назовешь, п ч какой-то лик у этой Маши есть ... но до чего же это все не соответствует балету.

image Click to view



Дело в том, что, как такового, Дуэта полного sentiment не состоялось вообще - танцевали два совершенно отдельных человека. Причем, если Маша была боевая, раскрепощенная и вполне уверенная в своей раздолбанности, то Принц был удивительным образом зажат и, что странно, очень берегся и чего-то боялся... Берегся именно в танце. Так бережно расходуя силы, танцуют после 35-ти лет, а Овчаренко только приближается к 30-ти, самое время, да тем более в Шелкунчике, показать удаль молодецкую - это ведь не Спящая красавица и Щелкунчик не салонный принц. У меня   создалось впечатление, что он Тихомирову просто боится.:-) По крайней мере, этот Щелкунчик-Принц явился трогательно-беззащитным, перед постоянно пытающейся мечтать о нем Машей.:-)



p.s. Ну и совершенно очаровательная история приключилась с ладьей в начале в 2 акта, в которой качались почему-то никому неизвестный мужик с никому не известной бабой:-). Я было даже подумал что это ноу-хау какое-то, если б совсем недавно не видел Цискаридзе с Воронцовой в этой лодке.

По поводу поддержек с тихой грустью отмечаю, что А.Овчаренко, будучи исполнителем в самом соку, на стульчик свою благоверную усадил, но дальше держался второй рукой за ее ногу, как за березу, от которой хотел набраться энергии - хватило шага на 3-4 :-))))), после чего "ляпнул" ее вниз без особого энтузиазма:-). Как тут не вспомнить прекрасную Анжелину, взлетевшую наверх, как птица, и пронесенную Николаем Цискаридзе через всю сцену - как это было красиво. Ну, да ладно...

Щелкунчик, БАЛЕТ, Николай Цискаридзе, recital

Previous post Next post
Up