З автра наступило после обильного завтрака; до перелета в Milano было еще время; я полюбовался на ту самую группу товарищей у Оперы, которая была запечатлена на фотографии и принял волевое решение в год Верди съесть мороженое Отелло. Как сказал - так и сделал. После чего AirBerlin(ом), совершенно пустым, отправился в столицу мировой оперы и мужской моды город Милан.
В этот раз к посещению Teatro alla Scala, а также еще одного местечка, о котором потом, я серьезно готовился - купил новый костюм и новые туфли. Ботинки прорепетировал на Иване Грозном ... разодрал пятки в кровь, и когда стал лечить их мазью Лекарь, естественно обляпал этой мазью рукав пиждака и раз и навсегда понял - коль скоро ты, Дольчев, джинсовый, - не хрен тебе из себя монегаска или милановеро или Ходнева строить:-). Но костюмчик, доведенный до ума, с галстуком все же нашел место где прозвучать. П ч в Милане все ходят в костюмчиках, особенно в Оперу, причем, именно с галстуками и даже видел одного, типа, панка, правда, не разноцветного, и он тоже был в костюме с галстуком. Вот чего не скажешь про исполнителей главных и не главных партий - те принципиально ходят на работу в чем Бог послал, причем, во всех странах мира.:-)
Отель взял рядом с вокзалом, а до вокзала еще на автобусе час из Malpensa , т ч времечко поджимало и выйдя на Piazza Duomo особо восхищаться, разинув рот, не пришлось.
И не только из-за не хватки времени. В Милане появилась одна особенность - нельзя останавливаться, даже с самой благородной целью сфотографировать какую-нибудь достопримечательность. Встал - мгновенно окружили попрошайки, закамуфлированные под продавцов лошадок, цветов с кладбищ, пакетов, шариков и чуть ли не презервативов:-) Отбиться невозможно. Торжественный проход по Галерее к Театру теперь тоже настоящая пытка : там постоянно спрашивали время для того, чтоб полюоваться на мои часы, а потом их видимо спиздить; но т к у меня их не было, то со мной пытались вступить в переговоры на тему почему я такой бедный:-). Одним словом, пока дошел до Скалы, уже был как выжатый лимон, хоть и в пиждаке, и галстуке:-).
Мой билетик за € 85 (+ € 17 комисионных) давал право сесть в ложе на жутко неудобную табуретку. Я как на нее сел, так и понял, - видно будет только противоположные ложи. Более того, когда я сел в 1 ряд, то понял что там видно только полсцены за билетик заметно дороже.
И тут меня посетила мысль обо всех тех аншлагах на Захарову, на Осипову/Васильева ... Что там публика видит ? И зачем она ходит ? Неужели выступление наших балетных знаменитостей входит в обязательную программу для выгуливания платьев, выпивания шампанского € 15 фужер и для трескучей болтовни в нижнем фойе...
Но оказалось, что этой был мой день и мой вечер. В 7.30 ничего не началось, а через 15 мин вышла объявлялка и затарахтела по-итальянски про то, что я ничего не понял. Потом добрые люди рассказали якобы сломалась какая-то механика, как всегда La Scala дико извиняется за этот пердимонокль и исполнение Macbeth будет концертным и начнется через 45 мин. Все желающие могут сдать билеты (и желающие просто рысью погнали в кассу), а не желающие насладиться музыкой. В результате этого проишествия театр заметно оголился. Добрая капельдинерша перетащила меня в ложу ближе к центру, где я восседал один и сам собой любовался ( и даже там было видно только полсцены). :-)
Состав был второй, но для меня наиболее приемлемый, особенно после того, как неизвестная мне Татьяна Мельниченко, заменилась на Татьяну Сержан, которую я все таки слушал. За баритона отвечал Виталий Билый, сейчас активно делающий карьеру в миру. Бас Stefan Kocan. И в роли Тенора конечно корейский тенор. Все исполнители были в сценических костюмах, мало похожих на сценические, а оч похожих на бесвкусно-рыночные. Т е, скорее всего там режопера. Люрекс и нитки бус на женской части хора, мужики в смокингах и только Банко почему "оборванец"; лишь у Леди Макбет наряды более-менее соответствовали заданной теме. После чего напросился вывод : повезло, режопера в концертом варианте это все таки подарок судьбы.:-)
Оркестр с первых нот конечно показал, что это оркестр, выпестованный Баренбоймом и свершений от него ждать не приходится. Играли чисто, но настолько не итальянисто, на некоем общеевропейском среднем уровне, так играют оркестры в небольших театрах Германии. После Вены это резануло конкретно. Но притерпелся быстро, ровно также, как и к хору, на удивление пожилому : и мужская часть, и женская часть практически ни одного молодого лица. Здесь уровень повыше и мужская группа изобразила способность легко справляться с самыми сложными ансамблями (женская похуже)
А солисты первоклассные. Татьяна Сержан после Реквиема, когда народец все же был озадачен ее певческими возможностями, в партии леди Макбет выступила в полную силу своего неординарного вокала. Роль ей по голосу и в героическом плане, и в лирических моментах. Можно придраться к крайним верхам - они чуть-чуть заужены, но учитывая то, что добрая половина известных сопранисток сейчас прекрасно обходится без До, это не воспринимается как серьезный недостаток. Такая особенность. По энергии голос Сержан мало с каким можно сравнить, п ч она не чистая драматичка, но при этом легко справилась с технической стороной этой не простой партии и отоварила Скалу красивым полным звуком. Ферматы длинные. Дыхание большое. Piano там, где надо. Переходы плавные. Кульминации правильные. Только Brava ! И сразу же захотелось ее Тоску послушать и еще много в чем.
Click to view
Мужички тоже пострались для того, чтобы те, кто остались не пожалели о содеянном. Особенность всех - сочные голоса. Виталий Билый, несмотря на свой молодой для певца этого тембра возраст, настоящий драматический баритон - не провалил ни одну нижнюю ноту. Верх в полном порядке. Поет свободно, без всякого напряжения. Тоже самое и Стефан Коцан - слушать одно удовольствие.
Click to view
Зато два тенора это была лейся песня. Очередной кореец на сей раз просто таки сорвал успех за Арию; так страстно метался по сцене, так переживал за родину и ее детей, что пронял итальянцев до самой глубины сердца - орали ему как зарезанные. По-моему, это очередной тенор на час хотя могу и ошибаться, т к тенора сейчас, как грибы из под пенька растут, и каждый готов в любой момент стать лицом Rolex или продукции Knorr после того, как kaufmann уйдет на покой.:-)
Второй тенор - Antonio Coriano - был свой и видать все ходы-то знает:-), п ч на подсыре он был героем дня, а что петь Малькольму в Макбете вы и без меня знаете:-).
Виталий Билый - Татьяна Сержан
Woo-Kyung Kim - Antonio Coriano - Виталий Билый - Татьяна Сержан
Подсыр в Скале дело оч сложное, п ч там свои встречают своих. На моих глазах лучше всего встречали артисток хора, им просто вой стоял и вопли Bello. Я решил сомкнуть ряды и тоже встречал своих. Подсырил Билого,
потом мы вместе Коцаном пытались отбиться от азиатов, втихивающих цветы за милостыню
Stefan Kocan
и вот эти ребята попросту не давали говорить никому и ни с кем; они становились в середину и стояли, глядя в глаза. Их можно посылать, толкать, но они будут стоять. У кого-нибудь лопнет терпение и им дадут денег, но этого делать ни в коем случае нельзя, п ч тут же подбегает следющая партия - и мне дай! И не оч понятно, почему полиция сквозь пальцы на все смотрит, неужели их нельзя прогнать каким-то образом хотя бы от театра. Публика идет после спектакля как сквозь строй (заодно и артисты) и отбивается, забыв от всяких приличиях. Я одного послал в жопу, но он не понял.:-)
Ну и клака конечно... Надоедливая до ужаса. Тоже чего-то там добиваются. Они фамильярно пристают, учат петь, хотя, с другой стороны, если они слушали Марию Каллас, может быть они имеют на это право:-). Татьяну Сержан, похоже, они достали; она держалась но особого удоольствия от того, что происходило не получала. И я, кстати, тоже.-)
Есть затея снова намазать лыжи в Милан, но что-то меня останавливает...
Во-первых, так приедешь специально, а тебе покажут чего-нибудь или вовсе спектакль отменят + цены на билеты в театр зашкаливают; во-вторых, тяжеловато гулять по городу, не останавливаясь ни на секунду. Это пока что не Марокко, в котором, как мне рассказывали, в Танжере ты идешь по городу туристом, а перед твоими глазами шеренга из сумок, барабанов, зонтов, шляп с бубенчиками, которая передвигается вместе с тобой и эти молящие глаза дай хоть что-нибудь.., но и уже не итальянский Милан с его высокой культурой. Если так дело дальше пойдет, то Дуомо будет просто завалена телами спящих людей, она и сейчас завалена, но увеличение количества тел происходит с какой-то страшной скоростью.
До отеля дошел, выбитый ужасной энергетикой этого города, а сейчас с удовольствием вспоминаю великолепное исполнение страшной, энергетической оперы Верди. :-)