В качестве эпиграфа к рассказу о Турандот в исполнении Большого театра захотелось поразмышлять над тяжелой судьбиной знаменитого итальянского театра La Scala.
Начнем с обещанной прямой трансляции, которая оказалась совершенно не прямой, а все таки с предварительной проверкой, а посему с подвижкой во времени. В настоящий момент Скала являет собой достаточно прискорбное зрелище. Наступает год Верди (он же и год Вагнера) и театр принципиально открывает сезон Вагнером в исполнении немецких артистов, п/у немецкого, если можно так выразиться, дирижера. Немецкий, если можно так выразиться, дирижер на настойчивые вопросы а почему так, сообщил, что сейчас в миру глобализация и этот эксперимент в некогда прославленном итальянском театре должен расцвести во всей своей красе. Вот он и расцвел. Из-за границы в исполнении моих знакомых итальянцев доносились слухи о том, что спектакль скука смертная, что в этом году многие держатели лож отказываются от своих абонементов, но отказаться от услуг лидеров глобализации в опере в лице директора и дирижера пока что не представляется возможным. П ч за этими ребятами сила, благодаря которой, собственно, и происходит теперь Трансляция открытия оперного сезона и много всяких других вещей, приведших одну из лучших оперных сцен к общему знаменателю.
Я честно попытался смотреть, разумеется, урывками, п ч и Голос, и Дом ...:-) Усек, что и в Скале теперь стараются выстроить декорации таким образом, чтобы всеми способами улучшить акустику. И еще много чего усек... Например, когда Jonas Kaufmann начал искать на себе блох и неосторожно хлопнул себя по виску ладонью, раздался отчетливый микрофонный щелчок. В общем, улучшают акустику как умеют и, похоже, наш Большой театр совсем не впереди планеты всей, а просто принимает участие в глобализации оперного производства.
Относительно немецких певцов, исполняющих Lohengrin, и по поводу аварийной замены Anja Harteros на Annette Dasch могу предположить, что уровень вполне был нормальный для ВаХнера : да, все это пелось лишенными всякого драматизма голосами; да Кауфман обладатель 2-х красочного голоса = тихо/громко в настоящий момент лидер в исполнении этой партии и даже оставил за флагом великого Peter Seiffert (что, на мой вкус, сделать совершенно не трудно). Но какая же скучная вещь Lohengrin при таком скучном исполнении, режиссуре и оформлении...
Второе действие даже с переключениями на другие прораммы практически не желало заканчиваться вообще, а у меня была затея каким-то образом поймать знаменитый Антракт к 3 действию, ну и то самое, что поется во всех западных храмах, когда невеста идет по проходу:-). Поймать удалось, но прослушивание фрагментов радости не прибавило. Больше всего понравилось как топал дирижер, пытаясь возбудить музыкантов, которые категорически отказывались возбуждаться. Т к я в своей жизни прослушал всего лишь 2 записи Лоэнгрина и оба раза не оч внимательно, п ч в первой доставал Доминго, а во второй Баренбойм, но то, что оркестр La Scala, ведомый немецким, якобы, дирижером, начисто проиграл Wiener Philharmoniker, ведомым итальянским Дирижером, - это точно. Т е это был не Антракт к Лоэнгрину, а манная каша и, ладно, ничего особенного из себя не представляли медные и духовые, но знаменитые некогда струнные Скалы тоже удовольствия не доставляли. До конца мне дожить не удалось - как они начали мыть ноги, пошел и я скупнуться и в койку.
Перед началом совершенно случайно подслушанное обещание Баренбойма открыть следующий сезон оперой Отелло (не иначе как с Анной Нетребко или с Анной Самуил в образе Дездемоны) и я так понял, что он сам собрался махать, ничего другого, как плевок в сторону истальянской оперы расценить нельзя.
Как надоели все эти оперно-мафиозные штучки. С другой стороны - любой другой дирижер и никакой трансляции, и никаких записей, хотя кому они теперь нужны эти записи, неужели кто-то купит. А может и Ivlae купит, но ее можно понять, п ч для нее, как и для некоторых других, Jonas - камасутра на расстоянии : там интересно на голые пятки посмотреть, на то как чешется ну и тд.. Но а в музыкальном-то плане чем может увлечь этот спектакль ..?
Поэтому, решив отвлечься от грустных размышлений о тяжелой доле итальянской оперы, затраханной и подмятой под себя продвинутым оперным менеджментом, отправился я на Turandot на историческую сцену, поставленную еще в те времена, когда БТ в глобализации участия не принимал, а лишь начал выстраивать вектор низкопоклонства перед западом в лице Francesca Zambello.:-)
Click to view
Роман Муравицкий - Елена Поповская - Antonio Fogliani - Анна Нечаева
Буквально еще в прошлом году это был единственный спектакль в репертуаре, на который ходили для того, чтобы познакомиться с оперным искусством. Знакомство могло быть значительно усложнено тем, что в Турандот любила принимать участие зав. оперной труппой, но в этом сезоне произошли некоторые подвижки : народился еще один спектакль все той же Zambello, на который можно ходить и из-за отмены Князя Игоря в афишу декабря добавились два названия, одно из которых Маквала Филлимоновна своим личным присутствием не украшает. На главную партию пригласили певицу со стороны ... с ул. Каретный ряд:-).
К сожалению на Калафа опять никого не пригласили. А напрасно. Сколько, например, неплохих корейских теноров топчут сцены различных оперных театров, выступая порой за обед:-), одних только Lee человек 10 наберется. Так нет же, корейский Спартак выступает на сцене Большого театра, а корейского Калафа пригласить кишка тонка. Это я к тому, что опера хоть и называется Турандот, но без Калафа ее не бывает, поэтому исполнителем этой партии я никого заморачивать не буду.
Обе женские партии были представлены вполне даже и в приличном варианте. Проблема стыковки стоящих на сцене и оркестра и сегодня осталась не решенной. И к тому же замечательная акустика БТ особенно замечательна тем, что всякий раз преподносит все новые сюрпризы :
вполне ожидаемым было странное звучание оркестра, когда играют вроде бы и громко, а мощи, необходимой для этой оперы, нет;
то же и Хор - орут истошно, а зал не наполняется.
Зато в первом отделении было преотлично слышно суфлера, я только к нему привык , но во втором он куда-то делся:-).
Неожиданно очень доходчиво и порой даже выразительно звучали Маски.
Click to view
И совсем неожиданно, что голос Анны Нечаевой, которую теперь подают как одну из надежд на будущие успехи, не пошел в зал и оказался каким-то жидковатым. Я ожидал услышать настоящее сопрано (после Чародейки-то), даже больше в сторону драм, чем лирико, а на поверку оказалось - вторая Cеменина. А кто сказал что это плохо ... :-) дребезжащие верхушки подработает и вполне можно сказать, что смена поколений произошла. Т к я шел во многом из за того, чтобы послушать именно эту певицу, то очередную галочку в списке не стыковок моего мнения с уже сформированным сам себе поставил.
Click to view
Николай Казанский - Роман Муравицкий - Елена Поповская - Анна Нечаева
Для Елены Поповской Турандот оказалась попаданием в десятку. Ее жесткий, резкий голос для такой партии вполне подходит, а его мощность позволила певице пробить и оркестр, и наш, прямо скажем, ватный зал. Выразительность исполнения конечно не является ее коньком, зато верха без всяких подъездов оч четко были озвучены. Короче, не зря она пела Турандот на веронской Arena, похоже, что и там для нее проблем не было. Попадание в эту партию автоматически не обозначает, что Поповская может петь все что угодно, пч в Лизе (недавно слушал) ее вокальные успехи были не так очевидны и даже кое-где отчетливо проявлялись проблемы. Хотелось бы послушать ее Тоской, но уже сейчас у нее есть подкач, а в Тоске это как-то сразу начинает выпирать....
С оперным успехом Большому театру надо что-то делать, он настолько отвадил от оперы публику и поклонников, что в основном публика пришла случайная, даже вежливых аплодисментов не было. Да еще глушняк зала, когда не понятно аплодируют / не аплодируют - не слышно ни хера.
Предполагаю, что в Москве сейчас не найти людей, способных хоть на некоторое время задержаться в зале, а не гнать за пальто. Администрация благородно и давно пытается воспитывать свою публику ... Для этого бесконечно ставились произведения Дмитрия Чернякова, названия в репертуаре пестрили никому не нужные, а в результате люди не на оперу ходят, а сфотографироваться рядом с костюмом донны Эльвиры:-(. Вообще-то можно этим не замораживаться и исключить аплодисменты, но как-то завидки берут ... как в европах аплодируют, не ленятся, с удовольствием или BUкают хором, т е высказывают свое отношение к увиденному/услышанному. А у нас ... всем всё по фигу. Единственно, когда вдруг стало не все равно - на Руслане и Людмиле, но это единственное живое отношение публики к происходящему на сцене было оболгано как подкупное. А поди-ка найди людей, которые готовы за какие-то деньги сидеть на всех спектаклях Руслана, чтобы устраивать ему обструкцию.:-) Ну и, соответственно, особо овацировать тоже желающих мало...